...12 февраля 2001 г. была начата выездная налоговая проверка. Через два месяца ИМНС должна была представить справку о проведенной проверке. Справка не была получена. Налоговый инспектор приостановил налоговую проверку, о чем налогоплательщик не был извещен. Теперь налоговый инспектор требует документы для дальнейшей налоговой проверки. Правомерны ли действия МНС?

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев (ст.89 НК РФ). Статьей 89 НК РФ также установлено, что срок проведения проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Из сказанного следует, что проверяющее лицо не может находиться на территории налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) более двух (в исключительных случаях - трех) месяцев в году. Именно такой смысл заложен в ст.89 НК РФ. Поэтому суждение о том, что выездная налоговая проверка всегда должна заканчиваться по истечении двух календарных месяцев, считая со дня начала ее проведения, представляется ошибочным.
Фактически же от начала выездной налоговой проверки до дня ее завершения может пройти и более двух месяцев. В частности, это будет иметь место в случае приостановления налоговой проверки. Отметим, что НК РФ не содержит запрета на приостановление выездной налоговой проверки, а Инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" прямо говорит о таких полномочиях налогового органа (п.1.10.2 Инструкции N 60). Правомерность действий налогового органа по приостановлению выездной налоговой проверки подтверждает и существующая арбитражная практика (см. Постановление арбитражного суда Северо - Западного округа от 29.05.2000 по делу N А05-7366/99- 434/8).
Приостановление выездной налоговой проверки производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указывается период, на который данная проверка приостанавливается. Если выездная налоговая проверка приостанавливалась, то об этом указывается еще и в акте выездной налоговой проверки (см. Приложение 1 к Инструкции N 60). Безусловно, лицо, принявшее решение о приостановлении выездной налоговой проверки, обязано было известить налогоплательщика о том, что выездная налоговая проверка приостановлена, и выдать ему копию решения о приостановлении налоговой проверки (пп.9 п.1 ст.21, пп.7 п.1 ст.32 НК РФ). Если это не сделано, налогоплательщик может обжаловать бездействие должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст.138 НК РФ). Но надо помнить, что подобное неизвещение не будет служить основанием для прекращения проводимой налоговой проверки.
Принимая во внимание все сказанное выше, предприятию следует обратиться в налоговый орган с требованием о выдаче ему копии решения о приостановлении выездной налоговой проверки. Если приостановление проверки действительно имело место и срок проведения проверки еще не истек (с учетом периода приостановки), то истребуемые налоговым органом документы лучше все-таки представить, ведь периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст.93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов в срок проведения проверки не засчитываются (ст.89 НК РФ).
Подписано в печать В.Мешалкин

10.08.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 8

...Обслуживая покупателя, продавец пробил ему чек ККМ, но покупатель чек не взял. Наблюдавшие за этим сотрудники налоговой инспекции составили акт , где указано, что чек не был вручен покупателю, хотя и был пробит. По мнению продавца, покупатель не взял чек, так как он ему не нужен. Правы ли сотрудники налоговой инспекции?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также