В каких случаях средства, выделяемые из бюджета, должны учитываться при определении налоговой базы по НДС налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров по государственным регулируемым ценам? По каким статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации должны быть отражены вышеуказанные средства?

Порядок определения налоговой базы по НДС налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, установлен абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в вышеуказанной норме НК РФ используется понятие "дотация"; при этом значение данного понятия Кодексом не определено.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ):
- дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах;
- субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Следовательно, получателями дотаций не могут быть юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней только субсидии на осуществление определенных целевых расходов или субвенции на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ только в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением вышеуказанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, и налогоплательщики являются получателями вышеуказанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета (в виде субсидий или субвенций) для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не учитываются при определении налоговой базы по НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
При этом расходы бюджетов по возмещению налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи населению или организациям товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, относятся на соответствующие подстатьи ст. 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Следует отметить, что вышеуказанная статья экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации состоит из двух подстатей, а именно: подстатьи 241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" и подстатьи 242 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
Таким образом, возмещение налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи населению или организациям товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, и отражение расходов соответствующих бюджетов по их возмещению осуществляются по соответствующим подстатьям ст. 240 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в зависимости от организационно-правовой формы собственности налогоплательщика.
До 1 января 2005 г. вышеуказанные расходы бюджетов, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н, относились на подстатью 130110 "Субсидии государственным организациям и организациям других форм собственности" ст. 130100 "Субсидии и субвенции" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между отпускной и регулируемой ценами товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данные суммы (субвенций, субсидий) включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
В этом случае вышеуказанные расходы бюджетов отражаются по соответствующим подстатьям статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и облагаются НДС по ставке 18/118 на основании п. 4 ст. 164 НК РФ.
А.И.Белый
Подписано в печать
08.08.2005
"Налоговый вестник", 2005, N 9

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Наша организация выполняет вышеуказанные работы, но является не учреждением науки, а ОАО. Распространяется ли освобождение от обложения НДС на нашу организацию?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также