Налоговая инспекция посчитала неправомерным отнесение на себестоимость продукции транспортного предприятия страховых взносов в иностранную страховую организацию. Права ли инспекция и что влияет на налогообложение страховых взносов и выплат при транспортном страховании?

Отнесение расходов на страхование на себестоимость зависит помимо прочего и от правомерности работы иностранной страховой компании на территории Российской Федерации. Это утверждение касается клиентов, коммерческих страховых организаций и тем более обществ взаимного страхования (взносы в которые вообще не освобождаются от налогообложения).
Для страхования имущественных интересов российских перевозчиков иностранная страховая организация должна (п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 20.11.1999) "Об организации страхового дела в Российской Федерации") зарегистрироваться в качестве российского юридического лица. Кроме того, согласно ст.4 Закона N 4015-1 страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Отсутствие государственной регистрации, равно как и лицензии, влечет за собой квалификацию всех платежей, осуществляемых в такую компанию и исходящих от нее, как не связанных со страхованием. Таким образом, все платежи в пользу незарегистрированной страховой компании не будут считаться страховой премией, что обусловливает невозможность их отнесения на себестоимость. Поэтому в данном случае действия налоговых органов правомерны. Отнесение затрат на себестоимость возможно только при условии, что страховая компания имеет российскую регистрацию и соответствующую лицензию, поскольку объект страхования в данном случае - это имущественные интересы транспортной организации - резидента Российской Федерации.
Если перевозчик, работающий с иностранным страховщиком, производит уплату страховых премий напрямую от своего филиала за границей, ему необходимо разрешение Банка России (а в некоторых случаях - и лицензии) на данный вид операций. В противном случае у контролирующих органов может возникнуть законный вопрос - откуда у перевозчика берется страховой полис (не безвозмездный документ), если на счете нет никаких движений денежных средств в сторону страховой компании. Оформление транспортной организацией оплаты страховой премии от имени своего зарубежного партнера по бизнесу также не решает проблемы, поскольку не дает возможности квалифицировать платеж как оплату страховой премии. Кроме того, все выплаты от страховой компании - нерезидента не будут считаться страховым возмещением со всеми вытекающими отсюда последствиями (обязанностями по уплате налогов с них).
Следует отметить, что, например, по страхованию ответственности перевозчика зарубежные страховые компании практикуют выплаты страхового возмещения не выгодоприобретателю (лицу, в пользу которого застрахована ответственность перевозчика, - грузовладельцу и т.п.), а непосредственно транспортной фирме. При такой схеме движения денежных средств перечисленные суммы согласно ст.ст.931, 932, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не являются страховым возмещением, поскольку выплачены лицу, чье право не было нарушено. Следовательно, возникает обязанность по уплате НДС и прочих налогов.
Подписано в печать Д.Корпусов
03.07.2001 Начальник Управления страхования

транспортных рисков
САО "Ингосстрах - С. - Петербург"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 28

В 2000 г. мною была приобретена квартира без отделки за счет безвозмездной субсидии, выделенной на приобретение квартиры и за счет средств предприятия, на котором я работаю. Можно ли при декларировании доходов за 2000 г. получить льготу по подоходному налогу на приобретение дверей, электроплиты, сантехники, полов и т.д., необходимых для отделки квартиры?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также