После 1 января 2000 г. лесхозы ведут бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Повлияло ли это обстоятельство на порядок предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, полученных от реализации древесины от рубок ухода?

Вопрос, по-видимому, связан с выходом Письма Минфина России от 01.03.2001 N 02-2-07-ДО87 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль", которым разъясняется, что в связи с тем, что бухгалтерский учет лесхозами ведется в порядке, установленном для бюджетных учреждений, исчисление и уплата налога на прибыль этими органами должны производиться в порядке, предусмотренном Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" - то есть налог должен уплачиваться в любом случае получения доходов от предпринимательской деятельности (исходя из соотношения этих сумм и сумм, подлежащих получению из бюджета, причем без учета недофинансирования).
Напомним, что п.6 ст.6 Закона о налоге на прибыль установлено, что не подлежит налогообложению прибыль предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, полученная от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом, при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства.
То есть законодательство устанавливает только три условия для предоставления льготы:
- прибыль должна быть получена лесхозом;
- прибыль должна быть получена от реализации продукции от рубок ухода (но не от рубок главного пользования);
- прибыль должна быть направлена на ведение лесного хозяйства.
Ограничение возможности предоставления права на льготу схемой бухгалтерского учета, которую использует хозяйствующий субъект, законодательством не предусмотрено.
Кстати, Минфин России до недавнего времени придерживался примерно той же позиции - например, Письмом Минфина России от 06.01.1995 N 9-5-2/1 разъяснялось, что не подлежат налогообложению средства, полученные предприятиями системы Рослесхоза от оказания услуг лесохозяйственной деятельностью и зачисленные на текущий счет "Суммы по поручениям", направляемые на покрытие затрат лесного хозяйства.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что упомянутое Письмо Минфина России от 01.03.2001 нормативной силы не имеет и к исполнению приниматься не должно, так как ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с действующим законодательством.
Заметим, правда, что имеется еще одна деталь, которая формально может послужить поводом для отказа в предоставлении льготы, - в Законе о налоге на прибыль речь идет о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России - ведомства, которое в настоящее время не существует (лесхозы подчинены Минприроды России). Однако, мы уверены, что данное условие является не более чем формальным и в том случае, когда дело дойдет до судебного разбирательства, этот повод не будет использован не в пользу налогоплательщика.
Подписано в печать
20.06.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 7

На основании каких нормативно - правовых документов фонд обязательного медицинского страхования требует сдачу отчетности за i квартал 2001 г. на ранее используемых расчетных ведомостях?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также