Администрация школы отказывает в приеме ребенка в 6 класс, мотивируя это отсутствием у нас московской регистрации.Законно ли данное решение директора школы?)

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения установлены ст.16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании").
Согласно п.1 ст.16 Закона "Об образовании" в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего; основного общего (этой ступени соответствует, в частности, и 6 класс общеобразовательной школы); среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечивается прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
В соответствии с п.5 ст.12 Закона "Об образовании" деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ.
Во исполнение этой нормы Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении. Согласно п.46 этого документа гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: если в школе есть свободные места, то отказ зачислить ребенка неправомерен.
Сведения о свободных местах можно получить в самой школе либо обратиться за такой информацией в окружной орган управления образованием.
Однако в наше время свободные места в школах большая редкость. Если предположить, что в той школе, куда Вы обращались, их нет, то для зачисления необходимо одно условие - факт проживания Вашего ребенка на данной территории.
При этом под "данной территорией", по нашему мнению, следует понимать непосредственно тот район, для которого это учебное заведение является ближайшим, либо район, закрепленный за этим учебным заведением актами органов местного самоуправления.
В случае возникновения трудностей при определении учебного заведения следует обращаться в местные органы управления образованием (в Москве это управления образованием префектур административных округов).
Теперь определимся с тем, что следует понимать под "проживанием".
Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) проживание может быть как постоянным - по постоянному месту жительства, так и временным - по месту пребывания.
В связи с этим для зачисления ребенка в школу не имеет значения, проживает он на данной территории постоянно или временно.
Теперь остановимся на регистрации.
Согласно ст.3 Закона N 5242-1 граждане (в том числе и несовершеннолетние) обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства. Однако в той же ст.3 также сказано, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами России (в том числе и права на образование).
Таким образом, несмотря на то, что регистрация является обязательной, зачисление ребенка в школу не должно ставиться в зависимость от ее наличия. Определяющим моментом является сам факт проживания в районе школы. Факт проживания можно подтвердить справкой из жилищной организации.
Следует отметить, что целесообразнее все-таки зарегистрировать ребенка по месту временного или постоянного проживания по следующим причинам:
во-первых, регистрация является обязательной (ст.3 Закона N 5242-1);
во-вторых, с уверенностью можно сказать, что справку о проживании в жилищной организации выдадут только при условии, что ребенок будет зарегистрирован по месту временного пребывания или жительства;
в-третьих, регистрация ребенка займет у Вас всего несколько часов, а спор с администрацией школы - месяцы.
Теперь следует обратить внимание на следующее.
Согласно п.5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных совместным Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30.03.1999 N 241-28 (далее - Правила регистрации), в детские дошкольные учреждения, а также в общеобразовательные школы принимаются дети, родители которых проживают в Москве или Московской области и зарегистрированы как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Как можно заметить, данное положение противоречит Закону "Об образовании".
В Законе "Об образовании" сказано о том, что условием приема является проживание ребенка в районе школы, а в Правилах регистрации говорится не о проживании, а о регистрации и не ребенка, а его родителей!
Приведем пример. Ребенок проживает в Москве у своих родственников или у лиц, являющихся знакомыми его родителей. Сами родители ребенка в связи со сложившимися обстоятельствами вынуждены некоторое время проживать отдельно от него в другом регионе, в связи с чем не имеют московской регистрации.
В этой ситуации положения Правил регистрации не допускают возможность зачисления ребенка в школу, тем самым непосредственно будет нарушено его право на получение образования.
Согласно пп."е" п.1 ст.72 Конституции РФ общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В то же время согласно п.5 ст.76 Конституции РФ нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, в том числе принятым по вопросам совместного ведения.
Таким образом, положения Правил регистрации, требующие для приема ребенка в школу предоставить регистрацию его родителей, применять не следует.
Резюмируем все вышесказанное.
При наличии свободных мест отказ в приеме ребенка в школу неправомерен независимо от иных условий.
При отсутствии свободных мест единственным условием зачисления ребенка в школу является факт его временного или постоянного проживания в районе школы.
При этом отсутствие у ребенка или его родителей регистрации не может являться основанием для отказа в принятии в школу.
Подписано в печать М.Масленников

10.06.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 6(12

...В 2000 г. таможенной инспекцией при проверке у индивидуального предпринимателя, занимающегося торговлей, были затребованы номера ГТД на приобретенный товар. В результате проверки выяснилось, что указанные поставщиками ГТД не соответствуют полученному товару. Таможенная инспекция выставила штраф на основании ст.280 ТК РФ. Правомерно ли это?)  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также