Федеральное государственное унитарное предприятие является хозрасчетной организацией. На правах хозяйственного ведения нам переданы нежилые помещения. Часть из них мы сдаем в аренду. Министерство имущественных отношений РФ требует, чтобы мы перечисляли получаемую арендную плату в федеральный бюджет. Правомерно ли это?

В соответствии с действующим сегодня гражданским законодательством правовой статус унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, дает возможность в ряде случаев самостоятельно и от своего имени распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Однако что касается недвижимого имущества (нежилых помещений), то согласно ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе сдавать такое имущество в аренду без согласия собственника (Комитета по управлению имуществом).
Если такое согласие получено от собственника, то доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (ст. 299 ГК РФ).
Статьей 7 Закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что одним из источников формирования доходов федерального бюджета в 2005 г. являются неналоговые доходы, в частности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий. Причем норматив отчислений в федеральный бюджет по этому виду неналоговых поступлений равен 100%.
Следовательно, суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду отдельных объектов недвижимого имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
Правда, из этого правила есть и исключения. Положениями ст. 29 Закона N 173-ФЗ в 2005 г. некоторым учреждениям предоставлено право использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований. В эту категорию входят:
- научные учреждения;
- учреждения научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющие государственный статус;
- образовательные учреждения;
- учреждения здравоохранения;
- государственные учреждения федеральной почтовой связи Федерального агентства связи;
- государственные учреждения культуры и искусства;
- государственные архивные учреждения.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание сверх сумм, установленных ст. 33 Закона N 173-ФЗ (Письмо Федерального казначейства от 25.01.2005 N 42-7.1-01).
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт "ЭЖ"
Подписано в печать
15.12.2005
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 51

Организация в 2005 г. применяла УСН. В декабре 2005 г. доход организации составил 20 млн руб., в результате чего она автоматически перешла на общий режим налогообложения. В каком порядке следует теперь производить ей начисление ЕСН, если для уплаты страховых взносов в ПФР применялась регрессивная шкала?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также