Каков порядок налогообложения доходов главы КФХ по истечении 5 лет с года регистрации КФХ, когда происходит утрата права на льготу, предусмотренную пп."ш" п.1 ст.3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"?

С введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус.
Статьей 23 ГК РФ, введенного в действие с 01.01.1995, предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации (перерегистрации) КФХ.
При этом регистрация КФХ осуществляется в прежнем порядке в соответствии со ст.9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Этим же Законом устанавливается и статус членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а круг лиц, являющихся членами конкретного КФХ, определяется на основании постановления о регистрации данного хозяйства.
В соответствии со ст.257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, поэтому регистрация главы КФХ в качестве предпринимателя без образования юридического лица не означает изменения или утраты имущественных прав другими членами КФХ.
Кроме того, глава КФХ не является работодателем по отношению к другим членам КФХ, в связи с чем возникает целый ряд сложностей при ведении учета и представлении отчетности, предусмотренной налоговым законодательством для налогоплательщиков - физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, поскольку в данном случае физическому лицу, по сути, невозможно отразить полученные им лично доходы и произведенные расходы, учитывая, что деятельность носит коллективный характер, и, следовательно, как полученные доходы, так и фактически произведенные расходы, являются результатом этой коллективной деятельности.
По истечении пяти лет после регистрации КФХ налогообложение главы хозяйства производится в порядке, установленном для предпринимателей - физических лиц, но в декларации о доходах главе хозяйства следует отражать доходы, полученные хозяйством, и расходы, связанные с получением этих доходов и произведенные хозяйством в целом. Доходы членов КФХ будут учитываться в расходной части декларации главы хозяйства.
Таким образом, для того чтобы у налогового органа была возможность правильно произвести расчет налогооблагаемого дохода главы КФХ, ему следует, как и раньше, представлять вместе с декларацией о доходах отчет по форме 5-КХ, где отражены результаты деятельности КФХ, а также учтены соответствующие хозяйственные операции, связанные с производством сельхозпродукции и касающиеся как оборотных, так и основных средств данного хозяйства. При этом в переходный период (то есть в год, в котором изменился статус КФХ) к учету правомерно принимать документы, как относящиеся к деятельности КФХ в качестве юридического лица, так и касающиеся его деятельности после утраты этого статуса.
В п.3.1 Приложения Е декларации о доходах за 2000 г. предусмотрено отражение сумм, отчисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) с совокупного дохода налогоплательщика, подавшего декларацию, то есть в данном случае платежи, произведенные из расчета 20,6% от суммы личного дохода главы КФХ. При этом аналогичные платежи, произведенные из расчета 20,6% от сумм доходов других членов КФХ, подлежат отражению в п.2 Приложения В декларации.
Таким образом, сложность заключается в выделении личного дохода главы КФХ для расчета сумм страховых платежей, подлежащих перечислению в ПФР и другие внебюджетные фонды.
Подписано в печать Т.Ю.Левадная
21.03.2001 Советник налоговой службы

I ранга "Налоговый вестник", 2001, N 4

Организация, осуществляющая розничную торговлю через магазин, переведена на уплату единого налога на вмененный доход. Распространяется ли обязанность по уплате данного налога на отдел магазина по продаже потребительских товаров, принятых от населения по договорам комиссии?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также