Правомерно ли требование налогового органа о предоставлении промежуточного и ликвидационного баланса при ликвидации организации в ходе конкурсного производства?

Основания ликвидации юридического лица установлены п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), порядок ликвидации юридического лица определен ст.63. Вместе с тем п.4 ст.64 предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст.65 вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно п.3 ст.65 основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Обязанность по составлению ликвидационного баланса конкурсным управляющим и представление его в арбитражный суд предусмотрены ст.179 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" только в рамках процедуры банкротства отсутствующего должника. Нормы Закона N 6-ФЗ, регулирующие конкурсное производство организации - должника, составление арбитражным управляющим промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не предусматривают. Согласно ст.117 Закона N 6-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
При этом к отчету конкурсного управляющего прилагаются:
документы, подтверждающие продажу имущества должника;
реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
В соответствии со ст.119 Закона N 6-ФЗ арбитражный суд на основании указанных документов выносит определение о завершении конкурсного производства. Иных документов, необходимых для принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства, Закон N 6-ФЗ не устанавливает. Согласно п.3 ст.119 данное определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Необходимо обратить внимание на то, что п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Юридические лица исполняют обязанности налогоплательщика до момента своей ликвидации. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Пункт 3 ст.8 Закона N 129-ФЗ также указывает на обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации. Каких-либо исключений для юридических лиц, признанных арбитражным судом банкротом, по исполнению обязанности представлять бухгалтерскую отчетность законодательством не установлено.
Подписано в печать А.Волобуев
28.02.2001 Инспектор налоговой службы

I ранга
Юридический отдел
Управления МНС России
по г. Москве
"Финансовая газета", 2001, N 9

...Организация зарегистрирована в налоговой инспекции Ростова-на-Дону. В соответствии с договорами подряда организация формирует бригады из своих работников и командирует их в Новороссийск для выполнения работ вахтовым методом по ремонту федеральных автомобильных дорог. Продолжительность вахты 15 суток. Являются ли указанные бригады обособленными подразделениями?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также