В каком порядке на себестоимость продукции могут быть отнесены затраты, связанные с использованием работниками организаций радиотелефонов, телефонов сотовой связи и пейджеров?

Прежде всего, необходимо отметить, что такого рода затраты включают в себя непосредственно затраты на приобретение и подключение (установку) телефонных аппаратов (пейджеров), и оплату в дальнейшем стоимости абонентской платы и стоимости переговоров.
Телефонные аппараты и пейджеры при их приобретении принимаются на учет как объекты основных средств (а до перехода на новый План счетов, утвержденный Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, - как объекты основных средств или МБП в зависимости от стоимости за единицу) с последующим их списанием через начисление амортизации на себестоимость продукции (работ, услуг), если приобретенные предметы используются в производственной (служебной) деятельности организации.
Затраты по подключению телефонов (в частности, сотовых), проводимому непосредственно в организациях, реализующих телефонные аппараты (офисах сотовых компаний и т.п.), относятся на увеличение стоимости приобретаемых аппаратов, т.к. они непосредственно связаны с их приобретением (п.3.2 ПБУ 6/97).
Затраты же по установке телефонов (включают в себя стоимость работ по организации абонентской линии от телефонной станции до телефонной розетки, работ по подключению абонентского устройства к абонентской линии с учетом стоимости станционного и линейного оборудования) в помещениях, принадлежащих организации, носят долгосрочный характер, и учитывая это, подлежат отражению в бухгалтерском учете как капитальные вложения (Письмо Минфина России от 26 марта 1999 г. N 04-02-05/6).
В дальнейшем по факту принятия аппарата в эксплуатацию затраты по его установке относятся на увеличение стоимости аппарата как затраты, непосредственно связанные с доведением объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию (п.21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).
Ежемесячная оплата абонентской платы и стоимости переговоров относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) на основании пп."и" п.2 Положения о составе затрат как затраты, связанные с управлением производством, включающие в себя, в том числе, и оплату услуг связи.
При этом оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджерной связи могут быть учтены в себестоимости продукции (работ, услуг) организации, если указанные переговоры связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг) (Письмо МНС России от 22 мая 2000 г. N ВГ-9-02/174).
Для обоснованного отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по международным и междугородним телефонным разговорам или разговорам, проводимым с использованием других видов связи (независимо от места нахождения абонента и принадлежности абонентского номера), в соответствии со ст.9 Закона о бухгалтерском учете, необходимо документальное подтверждение производственного характера разговора.
К таким документам могут быть, например, отнесены: счет телефонной станции, расшифровка АТС с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, иные документы, подтверждающие производственный характер отношений с абонентом (заключенные договора, протоколы намерений о заключении договоров и иная деловая переписка).
При этом требование налоговыми органами отчета о содержании переговоров является неправомерным (см. Письмо МНС России от 22 мая 2000 г. N ВГ-9-02/174).
В том случае, если телефонные аппараты и пейджеры приобретаются для использования исключительно в личных нуждах работников или иных физических лиц, затраты по их приобретению, подключению и установке (например, непосредственно в жилых помещениях работников) относятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Кроме того, если телефонные аппараты и пейджеры приобретаются в личное пользование работников, оплата абонентской платы и переговоров также не может быть произведена с отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг).
В том случае, если аппараты приобретаются исключительно для нужд работников организации, их стоимость включается в налогооблагаемый доход работников по налогу на доходы на основании п.2 ст.211 части второй НК РФ.
При невозможности удержания исчисленной суммы налога, организация обязана в соответствии с п.5 ст.226 части второй НК РФ в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств физических лиц по уплате налога на доходы письменно сообщить в налоговой орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности физического лица.
Критерием, по которому определяется потребитель телефонного аппарата (пейджера) или телефонных услуг, является то обстоятельство, кто выступает в роли абонента (клиента) по договору на приобретение телефонного аппарата (пейджера) и оказание услуг телефонной связи.
Если в этой роли выступает организация, то она является собственником имущества, и в связи с этим телефонные аппараты (пейджеры) должны быть приняты ей как на бухгалтерский, так и на материальный учет.
Если в роли клиента выступает работник организации или иное физическое лицо, имущество принадлежит ему, а организация вправе произвести соответствующие расходы только за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.
В бухгалтерском учете организации затраты, связанные с приобретением и использованием телефонных аппаратов и пейджеров, подлежат отражению в следующем порядке:
дебет счета 08 "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств" (по новому Плану счетов - 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств") кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - стоимость приобретенного аппарата (без НДС) (по сотовому телефону - включая затраты по его подключению);
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счетов 60, 71 - НДС со стоимости приобретенного аппарата;
дебет счета 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" кредит счета 60 - стоимость услуг по установке аппарата (без НДС);
дебет счета 19 кредит счета 60 - НДС со стоимости услуг по установке аппарата;
дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - телефонный аппарат (пейджер) принят в эксплуатацию (включая стоимость непосредственно аппарата и работ по его установке);
дебет счетов 26 "Общехозяйственные расходы" кредит счетов 60, 76 - списание на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по оплате абонентской платы и стоимости переговоров;
дебет счета 31 "Расходы будущих периодов" (по новому Плану счетов - 97 "Расходы будущих периодов") кредит счетов 60, 76 - отражены расходы по оплате абонентской платы и стоимости переговоров, относимых на последующие отчетные периоды (авансом за следующие календарные месяцы, например, при использовании сотовых телефонов);
дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (по новому Плану счетов - дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы") кредит счетов 60, 76 - расходы по оплате телефонных аппаратов (пейджера), абонентской платы, переговоров исключительно для личных нужд работников и прочих физических лиц (не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль).
Выбор счета 91 по новому Плану счетов для списания затрат обусловлен тем обстоятельством, что на счетах учета затрат и соответственно на счете 90 "Продажи" могут быть отражены только затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Подписано в печать
16.02.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 3

Относятся ли на себестоимость продукции проценты по ссудам, полученным организацией на пополнение оборотных средств и на уплату налогов?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также