Строительная организация нанимает на временную работу граждан Украины. Следует ли начислять единый социальный налог с доходов этих работников?

В п.2 ст.239 НК РФ указано, что освобождаются от уплаты налога работодатели, производящие выплаты наемным работникам, с подлежащих налогообложению доходов, выплачиваемых в пользу иностранных граждан, в случае, если такие иностранные граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин не обладает правом.
В случае если работником является гражданин Украины, временно проживающий (временно пребывающий) на территории РФ, следует руководствоваться следующим.
1. Пенсионный фонд
В ст.1 Соглашения государств - участников СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" указано, что "пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают".
В Письме ПФР от 1 декабря 1997 г. N ЕВ-16-28/8548 даны разъяснения об обязанности работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово - хозяйственной деятельности, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за работников - иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих на территории РФ.
Следовательно, если работник - гражданин Украины не имеет статуса постоянно проживающего на территории РФ, то его пенсионное обеспечение должно осуществляться по законодательству Украины; работник не обладает правом на выплаты из ПФР.
Таким образом, работодатель освобождается от уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ.
2. Фонд социального страхования РФ
В ст.8 Соглашения от 14 января 1993 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины "О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств" указано, что социальное обеспечение по данному Соглашению для работников, работающих на стороне стороны трудоустройства, и членов их семей осуществляется на основании законодательства этой стороны. При этом под социальным обеспечением по данной статье понимаются все виды пособий и выплат, которые предоставляются гражданам в случае болезни, беременности и родов и в других случаях. Данное соглашение распространяется на лиц (работников), являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из сторон и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой стороны.
Следовательно, работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
3. Фонд обязательного медицинского страхования
Письмом ФОМС РФ от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/И "О медицинском страховании иностранных граждан" разъяснено, что "согласно ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдачи им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта)".
Письмом ФОМС РФ от 11 июля 1995 г. N 3-1146 "О правовом статусе иностранных граждан в системе ОМС" сообщено:
"В случае привлечения иностранных граждан, временно находящихся на территории России, в качестве рабочей силы, Федеральная миграционная служба выдает российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации и использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (работодатели) "Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы", а гражданам "Подтверждение на право рабочей деятельности" (Приложения N N 1 и 2 к Положению о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146). При этом срок профессиональной деятельности, привлекаемых иностранных граждан, не должен превышать срока действия Разрешения, выданного Федеральной миграционной службой. Работодатель, отчисляющий страховой взнос на обязательное медицинское страхование, представляет страховой медицинской организации, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования, список иностранных граждан с указанием срока действия Разрешения. В соответствии с этим страховая медицинская организация выдает иностранному гражданину страховой медицинский полис. Основанием для выдачи страхового медицинского полиса является Подтверждение. Срок действия страхового медицинского полиса должен совпадать со сроком действия Разрешения, выданного Федеральной миграционной службой".
Следовательно, работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в фонд обязательного медицинского страхования.
Подписано в печать
16.02.2001
"Консультант Бухгалтера", 2001, N 3

...Иностранное юридическое лицо не имеет на территории РФ представительства. Видом деятельности, за который иностранная компания получает соответствующее вознаграждение, является оказание услуг связи российской организации. Следует ли облагать это вознаграждение налогом на доходы иностранных юридических лиц и налогом на добавленную стоимость?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также