...Организация получает от Правительства Москвы на безвозвратной основе средства для выполнения целевой программы по созданию новых рабочих мест. Средства расходуются на приобретение и монтаж оборудования для организации рабочих мест. Следует ли считать эти денежные средства доходами от внереализационных операций, подлежащими обложению налогом на прибыль?

Комитет труда и занятости Правительства г. Москвы (далее - Комитет), с которым коммерческая организация заключила договор о целевом финансировании, является согласно Распоряжению мэра Москвы от 23.01.1997 N 55-РМ органом исполнительной власти, относящимся к государственным органам. Следует обратить внимание на то, что в договоре должно быть четко указано, на какие цели выделяются денежные средства (приобретение оборудования для организации рабочих мест). Это необходимо для оперативного контроля за целевым использованием средств и правильного отражения расходов в бухгалтерском учете.
Согласно абз.5 п.2.7 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) не учитывается при налогообложении стоимость передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы. В состав капитальных вложений в соответствии с п.4.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123, включаются затраты на приобретение оборудования и его монтаж.
Таким образом, получаемые организацией от Комитета на безвозвратной основе денежные средства, расходуемые по смете на приобретение и монтаж оборудования при организации рабочих мест, в составе внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли не учитываются и поэтому не увеличивают налогооблагаемую прибыль.
Остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования (из бюджета, от других организаций и граждан) отражаются согласно абз.2 п.47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (далее - Методические рекомендации), утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, по группе статей "Доходы будущих периодов". Указанная норма обязывает коммерческую организацию учитывать суммы, фактически полученные для финансирования целевых мероприятий, по кредиту счета 83 "Доходы будущих периодов". В связи с этим операции по получению, расходованию и использованию средств целевого финансирования должны быть отражены в регистрах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Д-т 55, К-т 83 - 100 ед. - зачислены на специальный счет в банке денежные средства и отражены в учете как остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования;
Д-т 60, К-т 55 - 90 ед. - произведена оплата счетов поставщиков (подрядчиков) на приобретение и монтаж оборудования, предусмотренных сметой. Списать денежные средства со специального счета предприятие может при условии согласия Комитета, который уполномочивает банк на акцепт документов по оплате указанных счетов;
Д-т 08, К-т 60 - 75 ед. - в составе капитальных вложений отражена стоимость приобретенного оборудования и работ по его монтажу;
Д-т 19, К-т 60 - 15 ед. - учтен НДС, уплаченный в составе расчетов за оборудование и монтаж. Эта сумма НДС согласно девятому абзацу п.9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" возмещению не подлежит и поэтому в соответствии с п.3.2 ПБУ 6/97 "Учет основных средств" учитывается в составе капитальных вложений;
Д-т 08, К-т 19 - 15 ед. - отнесен НДС на увеличение капитальных вложений после получения оборудования и приемки выполненных работ по его монтажу. Данная хозяйственная операция может быть отражена в регистрах бухгалтерского учета в момент получения сопроводительных документов на оборудование и его монтаж;
Д-т 01, К-т 08 - 90 ед. - поставлены на балансовый учет основные средства после формирования первоначальной стоимости и ввода в эксплуатацию согласно акту приема - передачи основных средств (форма ОС-1).
После закрытия сметы расходов, составления отчета для Комитета об использовании средств целевого финансирования должен быть составлен акт, в том числе о взаимовыверке расчетов на оставшийся у коммерческой организации неиспользованный денежный остаток.
Если с согласия Комитета недоиспользованные средства целевого финансирования остаются в распоряжении организации, их сумма считается безвозмездно полученной и подлежит учету согласно п.8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, в составе внереализационных доходов в периоде завершения всех предусмотренных целевой программой мероприятий;
Д-т 83, К-т 80 - 10 ед. - отражены недоиспользованные средства целевого финансирования;
Д-т 81, К-т 68 - 3 ед. - начислен налог на прибыль с безвозмездно полученной суммы в соответствии с п.2.7 Инструкции N 62.
Если организация должна возвратить Комитету неиспользованный остаток целевого финансирования, эта операция будет отражена в учете записью:
Д-т 83, К-т 55 -10 ед.
Далее в соответствии с п.47 Методических рекомендаций у коммерческой организации уменьшаются такие остатки по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов при начислении амортизации по имуществу, приобретенному за счет указанных средств, т.е. начинается начисление амортизации по введенному в эксплуатацию основному средству, приобретенному на средства целевого финансирования, полученные от Комитета:
Д-т 20 (26, 44), К-т 02 - начислена амортизация исходя из установленного организацией срока полезного использования введенного в эксплуатацию оборудования;
Д-т 83, К-т 80 - одновременно отражается в учете списание остатков сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования как доходы будущих периодов.
Последние две записи в бухгалтерском учете производятся параллельно, в одном отчетном периоде.
Бывают случаи, когда целевые средства полностью транзитом перечисляются не на цели, указанные в смете, даже при акцепте банка. Учитывая, что программа целевая, Комитет либо другой уполномоченный орган вправе проверить целевое использование денежных средств. В случае выявления факта нецелевого использования указанные средства подлежат изъятию в полном объеме.
Для некоммерческих организаций порядок учета целевых средств (финансирования) остается прежним, что отражено в п.47 Методических рекомендаций: по статье "Целевые финансирование и поступления" некоммерческие организации отражают остатки поступивших и неиспользованных целевых средств в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников. Данные об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по их видам и источникам, об их поступлении и использовании в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода некоммерческими организациями приводятся в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Подписано в печать Ю.Лесовская
10.01.2001 ООО "Отделение МКПЦН

по Южному округу" "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 2

Освобождаются ли от налога на добавленную стоимость производственные работы по внедрению нововведений, выполненные учреждением науки, имеющим свидетельство о государственной аккредитации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также