Покупатели вернули нашему предприятию партию джин - тоника, расфасованного в металлические банки емкостью 0,33 л, под предлогом, что на банках не наклеены специальные марки. Однако наше предприятие всегда выпускало такую продукцию без специальных марок. Должны ли металлические банки с джин - тоником или другой слабоалкогольной продукцией маркироваться специальными марками?

Алкогольная продукция, расфасованная в металлические банки, подлежала обязательной маркировке, подтверждающей легальность ее производства на территории Российской Федерации, начиная с 1 июля 1997 г. (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 N 297 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 938"). Однако во исполнение указанного Постановления Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Госналогслужбой России и Минфином России 25.06.1997 были утверждены Правила маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, расфасованной в бутылки емкостью до 0,1 л включительно и металлические банки. Пунктом 2 этих Правил было установлено, что алкогольная продукция в металлических банках подлежит обязательной маркировке путем нанесения штрихового кода и товарного знака предприятия - производителя. Наклеивание на металлические банки с алкогольной продукцией специальных марок данными Правилами не предусматривалось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.1999 N 1428 "О маркировке алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации" Постановление от 14.03.1997 N 297 признано утратившим силу. Кроме того, данным Постановлением утверждены новые Правила маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации. В п.1 этих Правил указано, что они распространяются на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 9% объема готовой продукции (ранее предусматривалась маркировка алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, свыше 6% объема единицы алкогольной продукции).
В п.3 Правил определено, что маркировка алкогольной продукции осуществляется специальными марками. В тексте Правил отсутствует оговорка об особом порядке маркировки алкогольной продукции, расфасованной в металлические банки. Таким образом, со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.1999 N 1428 маркировка алкогольной продукции с содержанием спирта более 9% должна была осуществляться на общих основаниях путем наклеивания специальных марок.
В то же время ни в данном Постановлении, ни в каком-либо другом правительственном документе не оговорено, что ограничивается срок реализации алкогольной продукции, которая была маркирована до вступления в силу этого Постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.1999 N 1428 было опубликовано в "Российской газете" 31 декабря 1999 г. Согласно п.6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Таким образом, новые Правила маркировки действуют начиная с 8 января 2000 г. Если алкогольная продукция в металлических банках имела крепость до 9%, она могла реализовываться, в том числе со склада предприятия - производителя, и без наклеенной на нее специальной марки. Эта продукция могла быть реализована и в том случае, когда алкогольная продукция в металлических банках имела содержание этилового спирта более 9%, но при этом была выработана до указанной даты при наличии на банках нанесенного штрихового кода и товарного знака предприятия - производителя, т.е. соответствовала действующим на дату выработки старым Правилам маркировки.
Вероятнее всего, покупатели джин - тоника и другой алкогольной продукции принимали ее без наклеенных на металлических банках специальных марок, так как на банках стояла дата выработки продукции ранее 8 января 2000 г. или была указана крепость джин - тоника менее 9%. Другая же партия джин - тоника была выработана предприятием после вступления в силу новых Правил маркировки алкогольной продукции или имела крепость более 9% и была отвергнута как не соответствующая данным Правилам.
Подписано в печать М.Михайлов
13.12.2000 Советник налоговой службы

II ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 50

Как следует отражать в бухгалтерском учете списание специальных марок для маркировки алкогольной продукции, поврежденных в процессе производства?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также