...Малое предприятие, находящееся на упрощенной системе налогообложения, считает, что согласно п.2 Федерального закона от 29.12.1995 n 222-ФЗ оно не является плательщиком налога в экологический фонд г. Санкт - Петербурга, так как уплачивает единый налог на доход предприятия. Должно ли малое предприятие осуществлять платежи за загрязнение окружающей среды?)

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов (т.е. налогов и сборов, предусмотренных Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее - Закон N 2118-1) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Подпунктом "и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1 к числу федеральных налогов и сборов отнесены платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, необходимо установить, является ли плата за загрязнение окружающей природной среды тем налоговым платежом, о котором говорится в пп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1.
В соответствии со ст.ст.20 и 21 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в следующем порядке:
- 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. Данные средства расходуются исключительно на цели, связанные с природоохранной деятельностью;
- 10% - в доход федерального бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды.
Контроль за полнотой и правильностью исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется территориальными органами по экологии и природным ресурсам республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей и округов. Территориальные органы МНС России совместно с территориальными органами Минприроды России осуществляют контроль за своевременностью внесения 10% платы за загрязнение окружающей природной среды (п.10 Порядка направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного 03.03.1993 Минприроды России, Минфином России, Госналогслужбой России N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в составе платы за загрязнение окружающей природной среды организация одновременно уплачивает два различных по своему статусу платежа - один из которых (10-процентный) подпадает под действие пп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1, а другой (90-процентный) нет, поскольку подлежит перечислению в государственные внебюджетные экологические фонды, а не в соответствующие бюджеты. (Аналогичный вывод был сделан в Письме Госкомэкологии РФ от 02.06.1999 N 04-12/11-367.)
По нашему мнению, предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, от уплаты указанного платежа в части зачисляемой в государственные экологические фонды освобождено быть не может, так как платежи, поступающие в государственные внебюджетные экологические фонды, нельзя отнести к налоговым платежам, предусмотренным пп."и" п.1 ст.19 Закона N 2118-1.
Представляется, что указанный платеж вообще не может быть отнесен к разряду налоговых, поскольку он по своей сути не является индивидуально безвозмездным (см. определение налога в ст.8 НК РФ). Ведь плательщик, внося указанную плату, получает взамен возможность осуществлять выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещать вредные отходы, а также совершать иные подобные действия. То есть плата за загрязнение окружающей среды - это плата за пользование природной средой. Кроме этого, невнесение в установленный срок платы за загрязнение окружающей природной среды во внебюджетные экологические фонды не влечет за собой и применение мер налоговой ответственности. В этом случае начисляются только пени (см. Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденный Письмом Минфина России от 22.12.1992 N 09-05-12 и Минприроды России от 21.12.1992 N 04-04/72-6344).
Учитывая изложенное, требования Госкомитета по охране окружающей среды следует признать обоснованными.
Подписано в печать В.Мешалкин

10.12.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 12(24

Предприятие переведено на уплату единого налога на вмененный доход. Должно ли оно вносить платежи за загрязнение окружающей природной среды?)  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также