...Имеются ли различия в бухучете и налогообложении у комиссионера и поверенного при осуществлении ими операций по соответствующим договорам? Как следует оформить договор на выполнение услуг экспедитора и соответствующие первичные документы, с тем чтобы суммы, возмещаемые доверителем, не включались в налоговую базу по налогу на пользователей автодорог?

Как можно заключить из многочисленных разъяснений Минфина России различий в бухгалтерском учете и налогообложении операций по договорам, перечисленным в вопросе, нет. Разница имеется только в правовом характере данных операций - если по договору комиссии объектом договора являются, как правило, товары, реализуемые комиссионером, то по договорам поручения и агентирования объектом договора являются услуги, оказываемые поверенным или агентом.
Единственным исключением можно считать договор комиссии с участием комиссионера в расчетах. При этом различий в налогообложении также не возникает, но схема бухгалтерского учета несколько сложнее, нежели при отражении операций по другим договорам. Подробное рассмотрение этой схемы заслуживает отдельного разговора и неоднократно приводилось на страницах нашего журнала.
В соответствии с п.33.4 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 59) организации, предоставляющие посреднические услуги (по договору комиссии, поручения, агентскому договору), уплачивают налог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг.
При возмещении комитентом, доверителем, принципалом расходов по оплате работ, услуг, связанных с исполнением договора, возмещаемые суммы не включаются у организации в налогооблагаемую базу, если из первичных документов на указанные работы, услуги следует, что получателем работ, услуг является комитент, доверитель, принципал, а плательщиком - организация (комиссионер, поверенный, агент). Дать какие либо рекомендации, универсальные для любых случаев, наверное, невозможно, так как варианты отношений между участниками договоров и третьими лицами весьма многообразны. Поэтому ограничимся лишь общими соображениями.
Для того чтобы условия, установленные п.33.4 Инструкции N 59 в части оформления первичных документов, были выполнены, по нашему мнению, достаточно указывать в этих документах ссылку на номер и дату соответствующего договора. Например, в платежном поручении на оплату работ, выполненных сторонними организациями, можно указать, что работы выполнены по договору N ___ от ___ с указанием реквизитов соответствующего договора комиссии, поручения или агентирования. Если же для исполнения обязательств по договору приобретаются материально - производственные запасы, то целесообразным может быть открытие субсчетов второго порядка к субсчетам счетов учета запасов. Например: субсчет 10-1-1 "Сырье и материалы для использования по договору поручения".
Что же касается отражения операций по данным договорам в бухгалтерском учете, то, по нашему мнению, наиболее рациональным будет применение такой схемы, при которой не затрагивался бы счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (при возмещении комитентом, принципалом или доверителем соответствующих расходов). Для этих целей может быть, например, использован счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в дебет и кредит счета относятся расходы, подлежащие возмещению с той разницей, что по кредиту отражаются суммы задолженности перед организациями - поставщиками продукции (работ, услуг), приобретаемых комиссионером, агентом или поверенным, а по дебету - задолженность комитента, принципала или доверителя.
Обращаем внимание, что речь идет только о возмещении необходимых расходов, произведенных комиссионером, агентом или поверенным. Суммы вознаграждения должны в любом случае проводиться по счету 46 и облагаться НДС и налогом на пользователей автодорог.
Подписано в печать
11.11.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 12

...Организация предполагает заключить договор долевого участия в строительстве жилья. Основной вид деятельности организации - выпуск железобетонных конструкций, которые могут быть использованы в строительстве этого жилья. Можно ли в качестве финансирования использовать передачу конструкций, а не денежные средства? Как это оформить в договоре и в бухучете?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также