...Платная школа приходует средства, поступившие от родителей, на счете 96. ГНИ все отраженные на этом счете средства приравнивает к выручке от реализации, и школа, таким образом, является плательщиком налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда, налога с продаж. В каких документах могут содержаться указания и разъяснения по данному вопросу?

Согласно п.1 ст.50 части первой ГК РФ некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
В соответствии с п.2 ст.46 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Средства, поступившие и израсходованные на образовательный процесс, являются целевыми, поэтому учитываются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". По кредиту его отражается поступление средств на образовательный процесс, а по дебету - их расходование на этот процесс.
Это соответствует Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов).
В ней говорится, что:
"Счет 96 "Целевые финансирование и поступления" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления.
В дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" с кредита соответствующих счетов списываются суммы, израсходованные на те или иные мероприятия".
Если по окончании учебного года дебетовый оборот счета 96 равен его кредитовому обороту в части средств, поступивших в оплату за обучение в данном году, это означает, что поступившие за обучение средства полностью израсходованы на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении, следовательно, деятельность образовательной организации не считается предпринимательской (см. вышеуказанное содержание п.2 ст.46 Закона РФ "Об образовании").
Следовательно, в этом случае не возникает процесса реализации. Следует отметить, что согласно п.3 ст.40 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.
Из-за отсутствия объекта налогообложения (выручки от реализации), а также ввиду отсутствия предпринимательской деятельности не уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог и местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
Эти выводы подтверждаются Разъяснениями Управления МНС России по г. Москве в связи с многочисленными вопросами. Разъяснения даны в Письме от 28.06.2000 N 06-08/26822 "О порядке исчисления и уплаты налогов на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы образовательными организациями (в ред. Письма Управления МНС России по г. Москве от 04.07.2000 N 06-08/25759).
В этом Письме обосновывается, что только в случаях неполного реинвестирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности, в данное образовательное учреждение деятельность его будет являться предпринимательской и доход, полученный от этой деятельности, будет облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
Это обоснование базируется на том, что в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
Образовательным учреждениям льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог вышеназванным Законом не установлено.
С учетом изложенного налоговые органы в своей контрольной работе исходили из того, что образовательные учреждения в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог включают выручку от реализации продукции (работ, услуг), в том числе образовательных, вне зависимости от того, относится такая реализация к предпринимательской деятельности или нет.
Однако арбитражные суды в своей практике разрешения споров между налоговыми органами и образовательными учреждениями исходят из того, что в соответствии с п.3 ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Закон Российской Федерации "Об образовании" является федеральным законом прямого действия и применяется независимо от других норм налогового законодательства с учетом требований ст.75 Конституции Российской Федерации. Указанные решения обжаловались налоговыми инспекциями в апелляционных и кассационных инстанциях, однако эти инстанции лишь подтверждали предыдущие судебные решения. Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Письма от 22.07.1999 N 4714/99, от 03.06.1999 N С5-5/уп618) также указал на неправомерность требований налоговых органов по уплате налогов образовательными учреждениями в части непредпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного и учитывая практику арбитражных судов, Управление МНС России по г. Москве отменило действие Письма Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 29.01.1998 N 30-08/2497 "О налоге на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы" в части исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, а в части налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы Письмо применяется с учетом настоящих разъяснений. Письмо подписано заместителем руководителя Управления, государственным советником налоговой службы III ранга А.А. Глинкиным.
С позиции Закона РФ "Об образовании" негосударственное образовательное учреждение, получая плату за обучение от физических лиц, не должно быть плательщиком и налога с продаж, введенного с 1 июля 1999 г.
Поскольку указанное Письмо имеет методологическое значение и использует практику арбитражных судов, его выводы, по нашему мнению, могут быть использованы и другими региональными Управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Подписано в печать
11.11.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 12

Кто обязан представлять декларацию в налоговые органы по доходам, подлежащим налогообложению, за 2000 г.?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также