Как списать недоамортизированный нематериальный актив при ликвидации предприятия?

Денежные средства и имущество ликвидируемого предприятия, оставшиеся после погашения обязательств перед кредиторами, передаются его учредителям (п.7 ст.63 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или учредительными документами предприятия.
Ввиду того что нематериальные активы, принадлежащие предприятию, не могут использоваться в его хозяйственной деятельности более срока деятельности организации, при ликвидации предприятия они должны быть списаны с баланса. При этом лицензии, принадлежащие предприятию, не могут быть проданы сторонним лицам или переданы его учредителям, так как они фактически теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации юридического лица (п.2 ст.13 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Списание нематериальных активов производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, c применением счета 48 "Реализация прочих активов".
В бухгалтерском учете ликвидируемого предприятия операции по списанию нематериального актива отражаются следующим образом:
1. Дебет 48 Кредит 04 - списана первоначальная стоимость лицензии.
2. Дебет 05 Кредит 48 - списана сумма начисленной амортизации по лицензии.
3. Дебет 80 Кредит 48 - отражен финансовый результат от списания лицензии.
Порядок отражения в бухгалтерском учете распределения остатков денежных средств и имущества между учредителями при ликвидации предприятия регулируется Указаниями о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ (Приложение 2 к Приказу Минфина России от 28.07.1995 N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части ГК РФ") (далее - Указания).
Из п.2.4 Указаний следует, что при ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие ему, а полученные средства направляются на погашение обязательств.
В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал.
Таким образом, прежде чем распределить оставшиеся денежные средства между учредителями после погашения всех обязательств ликвидируемого юридического лица, оно должно покрыть имеющиеся у него убытки, в том числе и от списания недоамортизированного нематериального актива. Это отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
4. Дебет 88 (86, 87, 85) Кредит 80 - погашение убытка от списания нематериального актива.
5. Дебет 88 Кредит 85 - оставшиеся денежные средства после погашения обязательств и покрытия убытков зачисляются в уставный капитал.
6. Дебет 85 Кредит 75 - денежные средства предприятия распределены между учредителями.
7. Дебет 75 Кредит 51 (50) - денежные средства выданы учредителям.
Подписано в печать М.Бойкова

10.11.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 11

...По итогам 1999 г. выручка предприятия от реализации продукции для сельского хозяйства и от реализации услуг по перевозке фуражного зерна составила 76% от общей суммы выручки. Освобождается ли предприятие от уплаты налога на имущество в соответствии с пп."б" ст.4 Закона "О налоге на имущество предприятий"?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также