...Организация производит колбасные изделия как из собственного, так и из покупного сырья. Организация полагает, что имеет право на льготу по налогу на имущество на всю стоимость имущества, за исключением покупного мяса. Правомерно ли органы налоговой инспекции отказывают организации в предоставлении права на указанную льготу?)

В соответствии с пп."б" ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Отнесение продукции к сельскохозяйственной производится в соответствии с Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
Согласно указанному Классификатору продукция животноводства (код 98 0000) относится к сельскохозяйственной продукции, а мясо - к продукции мясной и птицеперерабатывающей промышленности (код 92 1000).
Таким образом выручка, полученная предприятием от реализации колбасных изделий, произведенных в результате переработки закупаемого мяса, не может учитываться при определении права на льготу по налогу на имущество, установленную пп."б" ст.4 Закона N 2030-1. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (Письмо Минфина России от 01.06.1999 N 04-05-06/38).
Следовательно, если выручка мясокомбината от реализации колбасных изделий, произведенных в результате самостоятельной переработки скота, составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации колбасных изделий, то полное освобождение предприятия от уплаты налога на имущество является неправомерным.
В том случае, если выручка от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции составляет менее 70%, то стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельхозпродукции (пп."в" ст.5 Закона N 2030-1). Для обоснованного применения указанной льготы предприятия обязаны организовать раздельный учет указанного имущества (п.6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").
Как следует из текста вопроса, имущество мясокомбината используется одновременно для переработки и хранения как льготируемой, так и нельготируемой продукции, в связи с чем организовать раздельный учет имущества не представляется возможным. В сложившейся ситуации для обоснованного применения льготы, предусмотренной пп."в" ст.5 Закона N 2030-1, предприятию необходимо определить в указанном имуществе ту часть имущества, в отношении которой может быть применена льгота.
В рассматриваемом случае стоимость льготируемой части имущества может определяться, например, пропорционально стоимости покупного мяса в общей стоимости мяса, отпущенного в производство, или пропорционально удельному весу мяса от собственного забоя в общем количестве мясного сырья, направленного в переработку (аналогичная методика была предложена предприятию ГНИ) или другим путем. По нашему мнению, предложенная предприятию методика определения стоимости имущества для целей исчисления налога на имущество, не противоречит действующему налоговому законодательству и позволяет правильно рассчитать стоимость имущества, подлежащего льготированию.
Следует отметить, что выбранный предприятием способ определения стоимости льготируемой части имущества для целей налогообложения должен быть в обязательном порядке зафиксирован в приказе об учетной политике предприятия (п.п.8, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н).
Использование указанной выше льготы в отношении всей стоимости имущества предприятия без учета того, что это имущество используется также при переработке и хранении нельготируемой продукции является неправомерным. В такой ситуации требования налоговых органов о доплате соответствующих сумм налогов и об уплате штрафов и пеней следует признать обоснованными.
Отсутствие со стороны ГНИ замечаний по результатам проверок, проводимых в 1995 - 1996 гг. свидетельствует скорее всего о том, что позиция налогового органа по указанному вопросу на тот период времени не соответствовала действующему налоговому законодательству. Если неприменение к предприятию финансовых санкций в 1995 - 1996 гг. было вызвано именно этим обстоятельством, и имеется документ, отражающий точку зрения ГНИ (например, письмо ГНИ или официальный ответ налогового органа), то в сложившейся ситуации такой документ может служить основанием для освобождения предприятия от уплаты штрафа (см. пп.3 п.1 ст.111 НК РФ).
Подписано в печать В.Мешалкин

10.11.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 11(22

Что следует понимать под "маслами" применительно к налогу на реализацию ГСМ? Подпадают ли под налогообложение этим налогом трансмиссионные, гидравлические масла, а также консистентные смазки?)  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также