В соответствии с постановлением губернатора области наше предприятие получает дотацию на продукцию животноводства. Часть дотации выделена денежными средствами, на которые закуплены материальные ресурсы. Оставшаяся часть направлена на проведение взаимозачетов с поставщиками. Налоговая инспекция отказывается возмещать суммы НДС по ресурсам, оплаченным путем взаимозачета...)

В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" к зачету (возмещению) из бюджета принимаются суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам по приобретенным (принятым к учету) материальным ресурсам (работам, услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Пунктом 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" установлено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет целевого бюджетного финансирования, к зачету не принимаются, а покрываются за счет указанных источников финансирования.
Эта норма означает, что если предприятию выделяются целевые бюджетные средства на финансирование каких-либо расходов, то стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых предприятием в рамках осуществления этих расходов, погашается за счет целевых бюджетных средств вместе с суммой НДС, уплаченной при приобретении этих товаров (работ, услуг).
В данном случае средства, выделяемые предприятию из областного бюджета, предназначены не для финансирования каких-либо расходов, а на компенсацию убытков предприятия в связи с реализацией продукции животноводства.
Из вопроса можно предположить, что приобретаемые предприятием материальные ресурсы предназначены для использования в производственном процессе. Поэтому после фактической их оплаты предприятие имеет право предъявить к зачету суммы "входного" НДС. Тот факт, что денежные средства, перечисленные поставщикам материальных ресурсов, были получены предприятием из бюджета (в виде дотации), никакого значения в данном случае не имеет.
Поэтому налоговая инспекция совершенно обоснованно приняла указанные суммы "входного" налога к зачету.
Что касается тех материальных ресурсов, задолженность за которые была погашена путем проведения взаимозачета, то вопрос о зачете "входного" НДС по этим ресурсам должен решаться в порядке, аналогичном вышеизложенному. Вся разница заключается только в том, что оплачены эти ресурсы поставщику не "живыми" деньгами, а путем зачета.
Поэтому указанные материальные ресурсы нельзя рассматривать как "приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования", и, следовательно, положения п.9 Инструкции N 39 к ним применяться не могут.
Таким образом, суммы НДС по приобретаемым предприятием материальным ресурсам должны приниматься к зачету в общеустановленном порядке по мере их оприходования и оплаты поставщику.
Ситуация в данном случае осложняется тем, что задолженность предприятия перед поставщиками погашается без использования денежных средств. Однако это вовсе не делает зачет НДС невозможным.
Как следует из присланного с вопросом соглашения о проведении взаимозачета, подписание этого соглашения влечет за собой одновременное прекращение обязательств:
- вашего предприятия - перед поставщиком по оплате приобретенных материальных ресурсов;
- областного бюджета - перед вашим предприятием по перечислению средств дотации;
- поставщика - перед областным бюджетом по погашению бюджетной ссуды.
Таким образом, подписание этого соглашения приравнивается к оплате приобретенных вашим предприятием материальных ресурсов.
Поэтому после подписания указанного соглашения Ваше предприятие имеет полное право на зачет "входного" НДС по приобретенным материальным ресурсам.
Подписано в печать Т.Крутякова

10.11.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 11(22

С 1 января 2001 г. вступает в силу часть вторая НК РФ. Будут ли в связи с этим уплачивать НДС предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения , и предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход?)  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также