...Плата за сверхлимитное загрязнение должна осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Организация располагает только бюджетными средствами и не направляет их на коммерческие программы. Правомерно ли требование налоговых органов о необходимости внесения платы за сверхлимитное загрязнение природной среды?

В Законе РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. от 02.06.1993), а также в изданном на его основании Постановлении Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусматривается, что плательщиками соответствующих платежей являются организации, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и размещением отходов.
Льготы по платежам могут быть предоставлены отдельным организациям, финансируемым из бюджета, только по решению органов исполнительной власти (см. п.4 вышеуказанного Постановления). Иными словами, автоматического предоставления льгот бюджетным организациям этим Постановлением не предусмотрено.
Отметим, что при подготовке данного Постановления в него практически без изменений была включена аналогичная запись из Постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, принятого несколько раньше и утвердившего соответствующее Положение о составе затрат.
В связи с этим уточним, что Положение о составе затрат не относится к числу нормативных актов, устанавливающих льготы по отдельным платежам. Поэтому увязывать исполнение обязанности уплаты какого-либо налога и сбора (в том числе платы за загрязнение природной среды) с особенностями отражения этих операций в бухгалтерском учете не правомерно.
Таким образом, ссылки на данное Постановление, сделанные в Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденном 03.03.1993 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 (п.п.3 и 7), следует понимать лишь как уточнение порядка отражения в бухгалтерском учете операций по этим платежам при осуществлении загрязнения в пределах и при превышении установленных лимитов.
Отметим также, что ни одну из причин, по которой обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, применить к рассматриваемому случаю нельзя (см. ст.44 части первой НК РФ).
Бюджетные и иные организации, не имеющие прибыли и не осуществляющие предпринимательской деятельности, платежи за загрязнение природной среды вносят за счет средств, предусмотренных в сметах на содержание указанных организаций.
Если в смете на содержание конкретной организации не были предусмотрены необходимые средства на данные платежи, это также не является основанием для их неуплаты. В данном случае внесение платежей может быть осуществлено за счет общей экономии средств, предусмотренных сметой, или за счет иных источников.
В.В.Петрунин
Советник налоговой службы
I ранга
Подписано в печать
23.10.2000
"Налоговый вестник", 2000, N 11

Могут ли быть учтены налоговыми органами как убытки прошлых лет суммовые разницы, связанные с оплатой счетов поставщиков текущего года в следующем отчетном году?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также