Каков порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения? Включаются ли в перечень затрат расходы по аренде транспортных средств для перевозки людей к месту работы и обратно; оплата процентов за пользование банковским кредитом?..

Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ).
Пунктом 2 ст.3 данного Федерального закона определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта налогообложения используется показатель совокупного дохода. При исчислении единого налога учитываются стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационные расходы, расходы на текущий ремонт, затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затраты на аренду транспортных средств, расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитом в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3%, стоимость оказанных услуг (в частности оплата услуг банков, консультационные, информационные услуги), а также суммы НДС, уплаченные поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Перечисленные в указанной статье Федерального закона расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства. Данный перечень видов расходов является исчерпывающим. Расходы по аренде транспортных средств для перевозки людей к месту работы и обратно при определении совокупного дохода данным перечнем затрат не предусмотрены.
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитываются при исчислении совокупного дохода только в части оплаченных материальных ценностей, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат.
Пунктом 3 Приказа Минфина России от 15.03.1996 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитом, связанные с капитальными затратами, принимаются при расчете базы налогообложения в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3%, как предусмотрено п.2 ст.3 Федерального закона N 222-ФЗ.
Пунктом 3 Книги учета доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18, поясняется порядок применения п.2 ст.3 Федерального закона N 222-ФЗ. В частности предусмотрено, что к эксплуатационным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; к стоимости текущего ремонта - затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; в перечень расходов также включаются затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; затраты на аренду транспортных средств, используемых для производственной и коммерческой деятельности.
Таким образом, при определении совокупного дохода расходы организаций по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту и аренде офисных помещений, офисного оборудования, аренде транспортных средств, используемых для производственной и коммерческой деятельности, также принимаются для целей обложения единым налогом.
В соответствии с Федеральным законом N 222-ФЗ при переходе к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности в Книге учета доходов и расходов должны отражаться остатки товаров только в части оплаченных товаров.
Отмены упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с 1 января 2001 г. не предусматривается.
Подписано в печать В.К.Мареева

23.10.2000 "Налоговый вестник", 2000, N 11

Какими документами следует руководствоваться при применении льготы по налогу на прибыль благотворительным организациям, а также организациям, осуществляющим благотворительную деятельность? В каких случаях предоставляется налоговая льгота при получении организацией безвозмездной помощи?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также