Страховые организации, работающие в системе медицинского страхования, в целях выполнения принятых обязательств по оплате медицинских услуг застрахованным образуют резервы оплаты медицинских услуг, запасной резерв и резерв предупредительных мероприятий. Один из источников резервов - доходы от инвестирования временно свободных средств страховых резервов...

Для выполнения принятых обязательств по оплате медицинских услуг застрахованным страховая медицинская организация образует из средств, полученных от Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в порядке и на условиях, установленных Фондом, необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв.
В аналогичном порядке страховая медицинская организация вправе создавать резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию за счет отчислений средств, полученных от ФОМС. Он устанавливает для таких организаций единые нормативы финансовых фондов и резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования, и порядок использования финансовых резервов и фондов.
В письмах Федерального фонда обязательного медицинского страхования разъясняется, что резерв оплаты медицинских услуг - это финансовые средства, формируемые страховой медицинской организацией для оплаты предстоящей медицинской помощи застрахованным (как остаток средств, не истраченных на оплату медицинских услуг в текущем периоде). Средства резерва оплаты медицинских услуг предназначены для оплаты в течение срока действия договоров страхования медицинских услуг, оказанных застрахованным в объеме и на условиях территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Запасной резерв по обязательному медицинскому страхованию - это средства, формируемые страховой медицинской организацией для покрытия превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели. Средства запасного резерва могут быть использованы только на оплату медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию при нехватке средств в резерве оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию - это средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования при улучшении доступности и качества медицинских услуг и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями.
Конкретные направления использования резерва финансирования предупредительных мероприятий и порядок их финансирования устанавливаются Фондом.
Временно свободные средства резерва оплаты медицинских услуг, запасного резерва и резерва предупредительных мероприятий могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные ценные бумаги при условии возможности их срочного возврата. Причем финансовый результат от размещения страховых резервов, определяемый как разность между суммой доходов, которые получены от размещения резервов с учетом сумм доходов, перечисленных в соответствующие страховые резервы в размерах, определяемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования, и суммой прочих расходов, связанных с размещением резервов по обязательному медицинскому страхованию, участвует в формировании конечного финансового результата по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно Правилам лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1994 N 251 (в ред. от 19.06.1998 N 619), действие лицензии страховой медицинской организации, работающей в системе ОМС, может быть приостановлено или прекращено Министерством финансов Российской Федерации при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, в том числе в следующих случаях:
систематическое невыполнение страховой медицинской организацией обязательств по договорам обязательного медицинского страхования;
отказ страховой медицинской организации представить затребованные Министерством финансов Российской Федерации документы, связанные с проведением обязательного медицинского страхования;
установление факта предоставления страховой медицинской организацией недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии;
систематическое несвоевременное сообщение страховой медицинской организацией о внесении изменений и дополнений в учредительные документы;
представление территориального фонда обязательного медицинского страхования, установившего нарушения законодательства Российской Федерации в деятельности страховой медицинской организации.
При выявлении нарушений в деятельности страховой медицинской организации Министерство финансов Российской Федерации дает предписание по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает или прекращает действие лицензий. Действие лицензии приостанавливается или прекращается со дня принятия такого решения.
Следовательно, отзыв лицензии предполагает приостановление (прекращение) деятельности страховой медицинской компании, в том числе по формированию резервов и инвестированию временно свободных средств страховых резервов. Однако доходы, полученные в период отзыва лицензии от инвестирования ранее формировавшихся страховых резервов, должны облагаться налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Однако следует иметь в виду, что отзыв лицензии у страховой медицинской организации может предполагать прекращение финансирования обязательного медицинского страхования со стороны территориального ФОМС. В этом случае порядок возврата страховыми медицинскими организациями средств резервов по обязательному медицинскому страхованию определяется совместным Письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30.05.1996 N 1039/34 и Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью от 22.05.1996 N 02-04-08/4.
Подписано в печать Л.Комарова
18.10.2000 Управление МНС России

по Московской области "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 42

...Подразделения вневедомственной охраны оказывают услуги по защите имущества собственников на основе договоров. Каков порядок налогообложения средств, полученных от данного вида деятельности, и действуют ли в настоящее время разъяснения по этому вопросу, которые даны в Письмах Госналогслужбы России ВГ-6-01/307, n ВГ-6-01/88, n ВГ-6-02/443 и n АП-6-02/58?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также