Предприятие торговли собирается реализовать товары дипломатическому представительству. Как правильно произвести исчисление НДС в этом случае? Следует ли выписывать счет - фактуру такому покупателю?

Согласно пп."б" п.1 ст.5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (соответственно пп."б" п.12 Инструкции о порядке исчисления НДС) от налога на добавленную стоимость освобождаются товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно - технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.
В настоящее время действует Положение о порядке возмещения НДС дипломатическим представительствам и их персоналу, включая членов семей, утвержденное Приказом Госналогслужбы России от 22 декабря 1998 г. N ГБ-3-06/334 (далее - Положение).
Согласно Положению порядок реализации данной льготы зависит от того, как именно реализуются товары дипломатическому представительству: за безналичный или наличный расчет.
Товары (работы, услуги), предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, расчеты за которые производятся в безналичном порядке, реализуются предприятиями и организациями без налога на добавленную стоимость. В представляемом продавцом товара (работ, услуг) первом экземпляре (оригинале) счета - фактуры в обязательном порядке должна содержаться надпись или штамп "Без налога (НДС)".
Аналогичный порядок применяется при расчетах за товары (услуги), предназначенные для личного пользования персонала дипломатических представительств, включая членов их семей.
В случае приобретения товаров, потребления услуг за наличный расчет налог на добавленную стоимость, уплаченный по ним дипломатическими представительствами и их персоналом, включая членов семей, подлежит возмещению государственными налоговыми инспекциями согласно Положению.
К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках по поручениям физических лиц.
Порядок возмещения НДС дипломатическим представительствам при приобретении товаров за наличный расчет и перечень всех необходимых документов подробно описаны в Положении. Этот вопрос затронут также в п.26 Инструкции о порядке исчисления НДС.
Таким образом, если торговое предприятие реализует товары дипломатическому представительству за наличный расчет с выдачей кассового чека или иного документа строгой отчетности, предусмотренного действующим законодательством, то цена на эти товары включает в себя НДС и для торгового предприятия никаких особенностей в этой реализации нет.
Если же товары реализуются дипломатическому представительству за безналичный расчет, то они реализуются без НДС; следовательно, такая реализация требует раздельного учета, а такие обороты должны отражаться по строке 10 "Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС" Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость.
Необходимо учитывать, что льгота предоставляется дипломатическим представительствам не всех стран и не по всем товарам, а только по тем из них, по которым в отношении российских дипломатических представительств и их персонала есть аналогичная льгота. Список таких стран и товаров доведен Письмом Госналогслужбы России от 8 октября 1999 г. N ВГ-6-06/804 с последующими изменениями и дополнениями.
Как уже отмечалось, согласно Положению при реализации товаров дипломатическим представительствам счет - фактура должен быть выписан и должен содержать надпись или штамп "Без НДС". Данный вывод следует также из Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по НДС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914, в котором сказано, что плательщики налога на добавленную стоимость составляют счета - фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом.
Возникает также вопрос о том, как следует поступить с НДС, уплаченным поставщикам товаров, в дальнейшем реализованных дипломатическим представительствам по безналичному расчету.
Согласно п.21 Инструкции о порядке исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с пп."б" п.12 данной Инструкции, применяется следующий порядок зачета (возмещения) сумм уплаченного налога.
В случае превышения сумм налога, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) товарно - материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, а также основные средства и нематериальные активы, введенные в эксплуатацию и принятые на учет, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), включая и другие средства, подлежащие обложению налогом, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми инспекциями на основании представленных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом возврат налога не производится по расчетам, представленным налогоплательщиком по истечении трехгодичного срока.
Трехгодичный срок в данном случае определяется начиная с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, в котором подлежал вычету налог на добавленную стоимость по материальным ценностям, включая основные средства и нематериальные активы, но не был включен налогоплательщиком в расчет (налоговую декларацию).
Подписано в печать
11.10.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 11

Решен ли в настоящее время вопрос о списании недостач в пределах норм естественной убыли? Действуют ли старые нормы? Какие изменения в связи с этим были приняты?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также