В каком порядке учреждение здравоохранения, находящееся на бюджетном финансировании, может организовать оказание дополнительных платных услуг, с чьего разрешения и каких услуг? Какими нормативными актами регулируется использование вырученных дополнительных средств?

Оказание платных услуг учреждением здравоохранения, находящимся на бюджетном финансировании, должно быть увязано, прежде всего, с требованиями гражданского законодательства. В частности, в соответствии со ст.120 ГК РФ бюджетная организация может быть создана только для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера, а согласно ст.50 ГК РФ бюджетные учреждения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Таким образом, гражданское законодательство не запрещает учреждению здравоохранения, находящемуся на бюджетном финансировании, осуществлять деятельность по оказанию платных услуг.
Вместе с тем решение об оказании услуг лечебного учреждения должно быть согласовано в порядке подчиненности с органом управления здравоохранением. После получения такого разрешения по организации издается приказ о проведении мероприятий по оказанию платных услуг, утверждению сметы доходов и расходов, определении направлений расходования вырученных дополнительных денежных средств.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Письмом Минздрава России от 25 июня 1996 г. N 2510/2926-96-27 и Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 11 июля 1996 г. N ОК-6/5435 "О порядке разработки и утверждения уставов учреждений здравоохранения" конкретные виды платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением здравоохранения, должны быть приведены в соответствующем пункте Устава учреждения или иного уставного документа (например, Положения об учреждении).
После получения в установленном порядке разрешения на право осуществления дополнительной "платной" деятельности учреждение здравоохранения должно разработать и утвердить смету доходов - расходов по вырученным средствам (при необходимости согласовать с довольствующим или вышестоящим органом), которая и является основанием для направления вырученных средств на те или иные мероприятия (приобретение оборудования, проведение ремонтных работ, поощрение работников и т.д.).
При организации оказания платных услуг, следует учитывать, что основанием для оказания в каждом конкретном случае платных медицинских услуг бюджетными учреждениями здравоохранения является соблюдение следующих условий:
- отсутствие соответствующих медицинских услуг в территориальных программах обязательного медицинского страхования (или наличие их в таких программах, но в меньших объемах);
- желание пациента, обратившегося за медицинской услугой, получить ее за плату, в том числе с предоставлением услуг с повышенным уровнем комфортности;
- оказание платных медицинских услуг иногородним жителям и гражданам иностранных государств в рамках добровольного медицинского страхования.
Для этого учреждения здравоохранения обеспечивают граждан информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ; о видах медицинских услуг, не вошедших в программу обязательного медицинского страхования и целевые комплексные программы, и оказываемые лечебным учреждением за счет личных средств граждан в рамках добровольного медицинского страхования, расценках за оказание такого рода услуг.
Итак, в качестве платных могут быть приняты только такие услуги, которые служат достижению целей, ради которых создано учреждение.
В соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27, платные услуги могут предоставляться в виде профилактической, лечебно - диагностической, реабилитационной, протезно - ортопедической и зубопротезной помощи.
Данный перечень платных услуг дополняется Положением о хозрасчетных учреждениях здравоохранения, оказывающих населению платную консультативную, лечебную, диагностическую и иную медицинскую помощь, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1979 г. N 1326, согласно которому за плату может оказываться также любая консультативная, лечебная, диагностическая помощь; лабораторные, рентгенологические, функциональные и другие исследования; транспортировка больных; косметологическая, физиотерапевтическая и другая помощь. Во всех случаях специализированная медицинская помощь может быть предоставлена как в учреждении (стационарно), так и с выездом на дом.
В общем случае платные услуги подразделяются на медицинские и сервисные.
К сервисным услугам можно отнести:
- индивидуальный уход за больными в стационаре или на дому;
- лечебно - оздоровительные процедуры и лабораторно - диагностические исследования на дому;
- прокат населению некоторых видов медицинских принадлежностей;
- госпитализация по просьбе родственников;
- лечение на дому;
- предоставление пациентам отдельных палат, телевизоров, телефонов и т.п.;
- индивидуальное приготовление блюд по желанию больных.
К медицинским услугам относится весь спектр стационарных услуг, включая консультативную помощь, лечебную физкультуру, массаж, физио- и водолечение, диагностика и т.п.
Как уже отмечалось выше, использование вырученных дополнительных средств регулируется, прежде всего, составленной и утвержденной сметой доходов и расходов. При этом необходимо учитывать также и распоряжения вышестоящих органов в части использования полученных внебюджетных средств. Так, в отдельных министерствах и ведомствах, в которые входят учреждения здравоохранения, формируются единые фонды внебюджетных средств с целью наиболее рационального их использования. Такие распоряжения в порядке подчиненности также должны выполняться учреждениями здравоохранения.
Кроме того, при организации учета средств от внебюджетной деятельности учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, руководствуются положениями Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (применяется в ред. Приказа Минфина России от 10 июля 2000 г. N 65н).
В частности, в соответствии с п.90 данной Инструкции движение средств, полученных за счет внебюджетных источников, должно учитываться на счетах органа казначейства или на счетах в кредитных организациях (если эти учреждения или их средства, полученные за счет внебюджетных источников, не переведены на казначейское обслуживание), в кассе или в прочих денежных документах. Учет средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, организуется отдельно от полученных бюджетных ассигнований (для этого субсчетам присваивается отличительный признак в виде номера 2 - например, 111-2 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"), а их остатки на отчетную дату включаются в отдельный баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1-1), форма которого утверждена Приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н "Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью".
В том случае, если счета по учету внебюджетных средств открыты учреждению в казначействе, их использование осуществляется, кроме того, в соответствии с порядком, ежегодно устанавливаемом в законе о федеральном бюджете на тот или иной год.
Полученные средства отражаются по дебету субсчета 111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности" (120 "Касса") и кредиту субсчетов счета 15 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги".
Подписано в печать
11.10.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 11

Какими нормативными актами регламентирован порядок ценообразования на платные медицинские услуги?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также