Правомерно ли изменение региональным законодательством закрепленного на федеральном уровне объекта налогообложения по налогу с продаж?

При разъяснении данной проблемы необходимо учитывать особенности регулирования вопросов, касающихся установления, введения и взимания региональных налогов, а также предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Так, в соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.5 данной статьи законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Конституция РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам такого ведения, тем самым устанавливая прямой приоритет федеральных законов, принятых в соответствии с данными положениями Основного закона, а любой акт субъекта Российской Федерации, противоречащий таким федеральным законам, не подлежит применению, поскольку согласно Конституции РФ действует федеральный закон.
Однако согласно ст.73 Конституции РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Следует отметить, что в части налоговых отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относится только установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п."и" ч.1 ст.72 Конституции РФ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" разъяснено, что из ст.ст.5 (ч.2 и 3), 72 (п."и" ч.1) и 76 (ч.2) Конституции РФ следует, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации. При этом установление регионального налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также означает конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот и т.д.
Кроме того, Федеральным законом от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что до принятия федеральных законов, определяющих основы (общие принципы) правового регулирования вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.
Вместе с тем ч.3 ст.75 Конституции РФ установлено, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время федеральными законодательными актами, определяющими юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения, являются действующие положения Налогового кодекса Российской Федерации и Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Налог с продаж, предусмотренный п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, которым дано право определять ставку налога в пределах, установленных указанным Законом, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Федеральным законодательством были определены общие принципы обложения налогом с продаж, предусматривающие возникновение объекта налогообложения по данному налогу при реализации налогоплательщиками оптом и в розницу товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
Так, например, если региональным законом будет (ранее был) установлен объект обложения налогом с продаж при реализации товаров только в розничной торговле, то данное положение вступит в противоречие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Исходя из вышеизложенного введение законодательными органами субъекта Российской Федерации объекта налогообложения, не соответствующего общим принципам налогообложения, сформулированным на федеральном уровне, не означает неприменение соответствующих положений п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Подписано в печать М.А.Высоцкий
22.09.2000 Советник налоговой службы

II ранга "Налоговый вестник", 2000, N 10

...В связи с вступлением в силу части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организации, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, перестали являться самостоятельными плательщиками налога на имущество предприятий. В каком порядке следует уплачивать организации налог за имущество, находящееся на их балансе?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также