Предприятие оптовой торговли закупает оптом продукцию , картонную упаковку и передает другому предприятию для фасовки по 500 г. Как вести учет в этом случае? Как правильно учесть возникающие технологические потери при фасовке?

Поскольку товар как материальная ценность в результате фасовки не преобразуется в другую материальную ценность, речь не идет о ведении производственной деятельности предприятием оптовой торговли. Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения, предусмотрена статья издержек "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров", на которую относят, в том числе:
- фактическую стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;
- плату за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров.
При передаче товаров для фасовки сторонней организации не происходит реализации товара. Эта сторонняя организация (завод) выполняет услуги по фасовке, при этом фасуемый продукт учитывается у нее забалансом на счете 003 "Материалы, принятые в переработку" аналогично материалам, принятым по договору о переработке сырья на давальческих условиях.
У предприятия оптовой торговли передача товаров на фасовку и возврат фасованных товаров отразится в учете внутренними проводками по счету 41 "Товары". При этом при возврате должны измениться единицы измерения товара: к весовым (килограммы, граммы) добавляются штучные (пачки по 500 г).
Собственно фасовочные материалы (картонные коробки) следует учитывать на счете 10 "Материалы". Их передача для использования на фасовку стороннему предприятию отразится в учете внутренней проводкой по счету 10.
Передача и товаров, и фасовочных материалов на фасовку стороннему предприятию должна быть оформлена Накладной на отпуск материалов на сторону по форме N М-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, или Товарной накладной по форме N ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Аналогично оформляется возврат фасованных товаров.
Схема бухгалтерского учета у предприятия оптовой торговли, передающего товары для фасовки сторонней организации, представляется следующей:
1) дебет счета 41, субсчет "Товары, переданные на расфасовку" кредит счета 41 - переданы товары (сухое молоко) на расфасовку;
2) дебет счета 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку" кредит счета 10 - переданы упаковочные материалы (картонные коробки), используемые при фасовке;
3) дебет счета 41 кредит счета 41, субсчет "Товары, переданные на расфасовку" - получены фасованные товары;
4) дебет счета 44 "Издержки обращения" кредит счета 10 - списаны упаковочные материалы, израсходованные при фасовке (фактический расход в пределах норм);
5) дебет счета 44 кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - подписан акт о выполненных работах по фасовке, выставлен счет - фактура;
6) дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - НДС, приходящийся на стоимость работ по фасовке;
7) дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетный счет" - оплачены услуги по фасовке;
8) дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" кредит счета 19 - принят к зачету НДС со стоимости услуги по фасовке.
Особого внимания заслуживают потери, возникающие при фасовке. Процесс фасовки имеет свою технологию, которая может различаться в зависимости от используемого оборудования. Соответственно, может различаться и допустимый процент потерь продукции при фасовке. Эта норма должна быть предусмотрена действующими ГОСТами, ОСТами, техническими условиями, паспортами на оборудование. Конкретная норма технологических потерь утверждается главным технологом предприятия (завода). Процент потерь должен быть оговорен в договоре на выполнение услуг по фасовке. Фактические потери следует указывать в акте произвольной формы, производственном отчете с указанием всех необходимых реквизитов согласно п.2 ст.9 Закона о бухгалтерском учете. Также должны быть определены нормы расхода упаковочных материалов.
Нормативные документы не содержат четкого указания, куда относить такого рода потери. По существу дела, речь идет не о потерях товаров, а о нормах выхода фасованной продукции из нефасованной. С нашей точки зрения, предприятию оптовой торговли стоимость таких потерь следует учитывать не по статье "Потери товаров и технологические отходы", а по статье "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров". Дело в том, что по первой из этих двух статей отражаются потери товаров, возникающие при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов. Эти потери выявляются при приемке или инвентаризации. В нашем же случае потери возникают при фасовке и обусловлены технологическим процессом.
Учет потерь осуществляется следующей проводкой:
дебет счета 44 кредит счета 41 - списаны фактические потери товаров при расфасовке.
Хотя следует подчеркнуть, что сделанный нами вывод о возможности отнесения таких затрат на издержки обращения торгового предприятия следует из производственного, объективного характера указанных потерь, а не буквального трактования содержания Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения. Поэтому надо быть готовым к тому, что по этому вопросу могут возникнуть разногласия с налоговыми органами.
На стоимость сверхнормативных потерь следует выставить претензию сторонней организации, осуществившей фасовку. Эту хозяйственную операцию следует отразить в учете проводками:
дебет счета 63 "Расчеты по претензиям" кредит счета 41 - на стоимость сверхнормативных потерь фасуемой продукции;
дебет счета 63 кредит счета 10 - на стоимость сверхнормативных расходов упаковочных материалов;
дебет счета 63 кредит счета 19 - сумма НДС, приходящаяся на стоимость сверхнормативных потерь продукции и упаковочных материалов.
Если организация - фасовщик не удовлетворит выставленную ей претензию, и суд также откажет в этом, то эти сверхнормативные потери необходимо будет отнести на финансовые результаты торговой организации без уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Подписано в печать
18.09.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 10

Предприятие оптовой торговли реализует товары, облагаемые НДС по ставке 10% и 20%. Как правильно исчислять НДС с полученных авансов и предоплат, ведь не всегда есть информация о том, что именно оплатил покупатель?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также