...Торговая организация относила затраты по оплате маркетинговых услуг на издержки обращения на основании соответствующих документов. Верна ли позиция налоговых органов, что эти суммы неправомерно отнесены на себестоимость , поскольку данные расходы не связаны с процессом производства и управления?

По существу маркетинговые услуги являются информационно - консультационными услугами, связанными с процессом продвижения реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) на рынке сбыта.
В соответствии с пп."и" п.2 Положения о составе затрат такого рода затраты относятся на издержки производства и обращения.
Согласно разъяснениям налоговых органов информационные и консультационные услуги включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) при условии их связи с управлением производством (Письмо Госналогслужбы России от 08.11.1995 N 01-2-10/8 без названия).
Поэтому для отнесения стоимости маркетинговых услуг, оказанных сторонней организацией, на издержки производства и обращения необходимо подтверждение не только факта оказания самих услуг (акт приема - сдачи работ (услуг)), но и их связи с процессом управления, то есть в данном случае доказательство того, что маркетинг проводился в отношении продукции (товаров, работ или услуг), реализуемых (или планируемых к реализации) заказчиком. Такими документами могут являться, например, официально представленные заказчику подробные результаты маркетинговых исследований и т.п.
Однако в ряде случаев налоговые органы считают, что услуги, связанные с управлением производством, могут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) только при условии, если у организации, их оказывающей, есть полномочия для принятия управленческих решений в отношении предприятия - заказчика, что противоречит как Положению о составе затрат, так и вышеуказанным разъяснениям Госналогслужбы России, где такого рода требование отсутствует.
Противоречивая позиция налоговых органов зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Так, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.11.1999 N 5490/99 было отменено решение налоговых органов о применении штрафных санкций к акционерному обществу за занижение налогооблагаемой прибыли путем необоснованного включения стоимости маркетинговых услуг, оказанных сторонней организацией, в себестоимость продукции (работ, услуг).
Подписано в печать
18.09.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 10

Организация оптовой торговли получает товар, часть из которого не облагается налогом на добавленную стоимость. Должны ли мы вносить в книгу покупок счета - фактуры по товару, не облагаемому налогом на добавленную стоимость?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также