...Весь финансовый год торговая организация работала прибыльно. При расчете налога на прибыль за iv квартал была применена льгота по капвложениям, отраженная по строке 5 Расчета налога от фактической прибыли. Данный расчет ГНИ не принимает, ссылаясь на п.5.2 Инструкции n 37. Как правильно рассчитать суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль?

Пунктом 2 ст.8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, являющимся плательщиками авансовых взносов на прибыль, разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Порядок расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) определен п.5.2 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37).
Пунктом 5.2 Инструкции N 37 также предусмотрено, что по предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат дополнительных сумм платежей с учетом ставки ЦБ РФ не производится.
Как следует из текста вопроса, в рассматриваемой ситуации предприятие в течение всего года имело прибыль от финансово - хозяйственной деятельности (в том числе по кварталам), поэтому действие указанной выше нормы в данном случае неприменимо.
Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) производится согласно Приложению 7 к Инструкции N 37.
Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (Приложение 7 к Инструкции N 37).
При этом сумма налога, причитающаяся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал (строка 1 Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета)... - Приложение 7 к Инструкции N 37) определяется как разница между суммой налога на прибыль, причитающейся в бюджет нарастающим итогом с начала года (строка 10 Расчета налога от фактической прибыли за год - Приложение 8 к Инструкции N 37), и суммой налога, причитающейся в бюджет за предыдущий отчетный период (строка 10 Расчета налога от фактической прибыли за 9 месяцев).
Полученная таким образом сумма налога уменьшается на величину фактически уплаченных авансовых платежей (строка 2 Приложения 7 к Инструкции N 37) в пределах сумм, предусмотренных в Справке об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли (Приложение 6 к Инструкции N 37) и корректируется на установленную учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15-е число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на 4. При этом возврат из бюджета не может быть больше сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет в отчетном квартале.
На практике может сложиться такая ситуация, когда при определении суммы налога, причитающейся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал (строка 1 Приложения N 7 к Инструкции N 37), предприятие получает отрицательный результат. Это как раз допустимо в тех случаях, когда предприятие применяет льготу по налогу на прибыль, но это вовсе не означает наличие убытка у предприятия.
Однако в такой ситуации предприятие не может претендовать на возврат дополнительных платежей из бюджета исходя из учетной ставки, установленной ЦБ РФ, поскольку общая сумма возврата получается больше суммы авансовых платежей, внесенных в отчетном квартале.
Пример. Сумма налога на прибыль за год составляет 1770,0 тыс. руб.
Сумма налога на прибыль за 9 месяцев - 2400,0 тыс. руб.
Сумма авансовых платежей за IV квартал - 720 тыс. руб.
Определяем:
1) сумму налога, причитающуюся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за IV квартал (строка 1 Приложения 7 к Инструкции N 37):
-630 тыс. руб. (1700 тыс. руб. - 2400 тыс. руб.);
2) сумму авансовых платежей (строка 2 Приложения 7 к Инструкции N 37):
-720 тыс. руб.;
3) сумму налога, подлежащую уменьшению:
-1350 тыс. руб. (-630 тыс. руб. - 720 тыс. руб.);
4) сумму средств, подлежащую возмещению из бюджета:
-185,6 тыс. руб. (1350 тыс. руб. х 1/2 х 55% : 100%);
5) общую сумму возврата:
-905,6 тыс. руб. (-720,0 тыс. руб. - 185,6 тыс. руб.).
Поскольку возврат из бюджета не может быть более сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет, предприятие может претендовать на возврат из бюджета только 720 тыс. руб.
Подписано в печать М.Бойкова

10.09.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9

Торговля самоходной техникой подлежит лицензированию. Предприятие не имеет соответствующей лицензии. Имеет ли право предприятие осуществлять закупку самоходной техники и передачу ее клиенту по договору поручения? Как в этом случае исчисляется НДС?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также