...МП не имеет собственных средств для приобретения основных средств. Предприятие заключило с заказчиком договор на выполнение работ. В смете на выполнение работ заложена стоимость оборудования . Как в учете предприятия отразить приобретение основных фондов, оплаченных за счет средств заказчика?)

Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением оборудования, зависит от условий договора, заключенного между предприятием и заказчиком.
Договором могут быть предусмотрены два варианта использования оборудования, приобретенного предприятием за счет средств заказчика в ходе выполнения работ по договору:
1) в соответствии с условиями договора приобретенное предприятием оборудование является его собственностью и после окончания работ остается в его распоряжении;
2) в соответствии с условиями договора приобретенное предприятием оборудование является собственностью заказчика и по окончании работ по договору подлежит передаче заказчику.
Рассмотрим порядок учета и налогообложения операций в каждом из возможных вариантов.
Вариант 1. Приобретенное оборудование является собственностью предприятия - исполнителя работ.
В этом случае поступающие от заказчика средства отражаются в полном объеме на счете 64 как средства, полученные авансом:
Дебет 51 Кредит 64 - поступили средства от заказчика на выполнение работ по договору.
Дебет 64 Кредит 68 - учтен НДС с поступившего аванса.
Операции по приобретению оборудования отражаются в учете в общеустановленном порядке:
Дебет 60 Кредит 51 - оплачен счет поставщика за оборудование.
Дебет 08 Кредит 60 - оприходовано оборудование, поступившее от поставщика.
Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС по приобретенному оборудованию.
Дебет 01 Кредит 08 - приобретенное оборудование включено в состав основных производственных фондов предприятия.
Дебет 68 Кредит 19 - НДС по приобретенному оборудованию отнесен на расчеты с бюджетом.
По мере выполнения работ по договору в учете отражаются затраты предприятия, связанные с выполнением работ, в том числе и амортизационные отчисления по приобретенному оборудованию, используемому при проведении работ:
Дебет 20 Кредит 02 (70, 69, прочие счета)
- отражены затраты на выполнение работ по договору.
После подписания акта приемки выполненных работ:
Дебет 62 Кредит 46 - отражена выручка от реализации работ по договору.
Дебет 46 Кредит 68 - учтен НДС с суммы выручки.
Дебет 64 Кредит 62 - зачтен аванс.
Дебет 68 Кредит 64 - восстановлен НДС, исчисленный с аванса.
Дебет 46 Кредит 20 - списана себестоимость выполненных работ.
Дебет 46 Кредит 80 - учтена прибыль от реализации выполненных работ.
По окончании работ оборудование, приобретенное в ходе исполнения договора, остается у предприятия в составе его основных фондов.
Вариант 2. Приобретенное оборудование является собственностью заказчика.
В этом случае фактически заказчик поручает предприятию не только выполнить для него определенные работы, но и приобрести для него определенное оборудование.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сторонами заключается смешанный договор, содержащий в себе элементы договора подряда (в части выполнения работ) и договора комиссии (на покупку для заказчика определенного оборудования).
В этой связи поступающие от заказчика средства отражаются в учете следующим образом:
Дебет 51 Кредит 76 - поступили средства от заказчика в части сумм, предназначенных для закупки оборудования.
Дебет 51 Кредит 64 - поступили средства от заказчика в качестве аванса в счет предстоящего выполнения работ.
Дебет 64 Кредит 68 - учтен НДС с поступившего аванса.
Следует обратить внимание, что, по мнению Минфина России, средства, поступившие от заказчика на приобретение оборудования, подлежат обложению НДС в соответствии с требованиями п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (см. Письмо Минфина России от 30.11.1999 N 04-03-05).
Однако, по нашему мнению, положения п.2 ст.7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" к отношениям по закупке товаров в рамках договора комиссии (поручения) применяться не могут.
Таким образом, средства, поступившие от заказчика на приобретение для него оборудования, в облагаемый НДС оборот у предприятия включаться не должны, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Операции по закупке оборудования отражаются в учете предприятия проводками:
Дебет 60 Кредит 51 - оплачен счет поставщика.
Дебет 76 Кредит 60 - стоимость оборудования отнесена за счет заказчика.
Дебет 002 - поступившее оборудование принято к учету на забалансовом счете, поскольку это оборудование является собственностью заказчика.
По мере выполнения работ по договору в учете предприятия отражаются затраты, связанные с выполнением работ. При этом в себестоимость работ не включаются амортизационные отчисления по приобретенному оборудованию, поскольку это оборудование предприятию не принадлежит (п.46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н).
После окончания работ по договору предприятие в общеустановленном порядке отражает операции по реализации выполненных работ (см. выше вариант 1).
Если в соответствии с условиями договора приобретенное предприятием оборудование передается заказчику, то в учете предприятия выбытие оборудования отражается проводкой:
Кредит 002 - приобретенное оборудование передано заказчику.
Если по соглашению сторон после окончания работ по договору оборудование передается в собственность предприятия, то это оборудование принимается им в состав собственных основных средств как безвозмездно полученное:
Дебет 08 Кредит 80 - рыночная стоимость оборудования на дату оприходования включается в состав внереализационных доходов предприятия (п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, п.п.8 и 10.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.6 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").
Дебет 01 Кредит 08 - полученное от заказчика оборудование принимается к учету в составе основных фондов предприятия.
Подписано в печать Т.Крутякова

10.09.2000 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9(18

...Предприниматель приобрел в июле 1999 г. легковой автомобиль для целей предпринимательской деятельности. За 5 месяцев прошлого года начислена амортизация по установленным нормам. Возможно ли начать применение ускоренной амортизации с 01.01.2000? Вправе ли предприниматель списать на затраты дополнительно до 50% первоначальной стоимости автомобиля?)  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также