...Предположим, что индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, осуществляет на территории Российской Федерации реализацию приобретенных в Белоруссии подакцизных товаров. При этом хозяйствующему субъекту Белоруссии оплата товаров была произведена с учетом акциза. Является ли в данном случае предприниматель плательщиком акцизов?

Согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение данной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью и не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов, в том числе акцизов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об акцизах" (в ред. от 07.03.1996 N 23-ФЗ) (с изменениями на 02.01.2000) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления из Белоруссии, являются плательщиками акцизов. Поэтому индивидуальные предприниматели, имеющие патент, являются плательщиками акцизов при первичной реализации подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами).
При этом согласно п.7 ст.5 Закона "Об акцизах" сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране происхождения. Это означает, что сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввезенным из Белоруссии, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения, т.е. в Белоруссии. Порядок и условия вычета сумм акцизов, уплаченных в Белоруссии, установлены п.5.8 ст.5 Инструкции МНС России от 10.05.2000 N 61 "О порядке исчисления и уплаты акцизов", зарегистрированной в Минюсте России 15.06.2000, регистрационный номер 2268. Согласно этому пункту для документального подтверждения факта уплаты акцизов в бюджет страны происхождения подакцизных товаров российскими налогоплательщиками предоставляются в налоговые органы по месту постановки на учет следующие документы:
1. Заявление о зачете сумм акциза, уплаченных в бюджет в стране происхождения товара (Белоруссии).
2. Справка о фактической уплате акцизов в бюджет государства - участника Таможенного союза, заполняемая производителем подакцизного товара, которая должна быть заверена руководителем налогового органа страны происхождения товара, на учете в котором в качестве налогоплательщика он состоит (форма справки и порядок ее заполнения предусмотрены в Приложении N 3 к Инструкции N 47).
3. Контракт (или его копия, заверенная в установленном порядке) налогоплательщика с партнером на поставку подакцизных товаров или на переработку на территории государства - участника Таможенного союза.
4. Копия сертификата соответствия по форме СТ-1, заверенная в установленном порядке. По товарам, производимым из давальческого сырья, принадлежащего российскому налогоплательщику, - справка о том, что данная партия товара действительно произведена на территории государства - участника Таможенного союза из сырья, принадлежащего российскому налогоплательщику, и отгружена производителем государства - участника Таможенного союза резиденту (плательщику акцизов) Российской Федерации.
5. Копии товарно - транспортных накладных, заполненные в соответствии с формами, действующими в настоящее время в государствах - участниках Таможенного союза, с указанием номера поставки.
Инструкция устанавливает, что для получения права на зачет уплаченных сумм акциза в стране происхождения подакцизного товара налогоплательщику необходимо представить все перечисленные документы. При отсутствии хотя бы одного из них уменьшение начисленной суммы акциза не производится. Кроме того, п.6 Порядка заполнения справки о фактической уплате акцизов в бюджет государства - участника Таможенного союза по подакцизным товарам, ввозимым без таможенного оформления (при наличии соглашения о едином таможенном пространстве), устанавливает, что обязательным условием уменьшения начисленных сумм акциза является получение от государства - участника Таможенного союза Реестра справок о фактической уплате акциза в бюджет этого государства и контрольного пятого экземпляра справки от налогового органа страны происхождения подакцизного товара.
Необходимо отметить, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 47-р взимание акцизов по происходящим и ввозимым с территории Белоруссии подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации, уплата акцизов производится таможенным органам. При этом сумма налога, подлежащая уплате, также подлежит уменьшению на сумму акциза, уплаченную в бюджет Белоруссии.
Следует напомнить, что маркировке подлежит алкогольная и табачная продукция.
Подписано в печать Т.Софрина
30.08.2000 Заместитель начальника отдела

Департамента налоговой политики
Минфина России
"Финансовая газета", 2000, N 35

Некоторые МСФО предусматривают возможность применения двух подходов к отражению операций в финансовой отчетности. При этом один подход называют основным, а другой - разрешенным альтернативным. В чем заключается различие между ними?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также