Российская организация заключает договор с иностранным юридическим лицом на оказание правовых и консультационных услуг в форме консультаций по телефону, подготовки и передачи по факсу аналитических материалов. Будет ли российская организация рассматриваться для целей налогообложения в качестве постоянного представительства иностранной организации?..

В соответствии с п.1.2 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства. Пунктом 1.4 указанной Инструкции установлено, что под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. При этом иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации. Указанные российская организация или физическое лицо действуют от имени иностранного юридического лица и имеют полномочия заключать контракты от его имени или обговаривать существенные условия контрактов. Однако такая российская организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица, если они осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности. При этом в качестве обычных видов деятельности следует понимать только те виды деятельности, которые прямо указаны в учредительных документах организации. Вместе с тем если указанная российская организация или физическое лицо действуют в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они считаются постоянным представительством иностранного юридического лица, т.к. в данном случае действуют вне рамок своей обычной деятельности. Если в уставе российской организации указано, что предметом ее деятельности является оказание правовых, консультационных услуг, представительство интересов других организаций и граждан в суде, арбитраже, государственных учреждениях и официальных органах, то осуществление указанных видов деятельности относится к обычной деятельности данной организации в смысле указанных положений Инструкции N 34.
Учитывая изложенное, исполнение вышеназванной российской организацией своих обязательств в отношении иностранного юридического лица по договору на оказание правовых и консультационных услуг в форме консультаций по телефону, подготовки и передачи по факсу и почтовому адресу заказчика аналитических и иных материалов следует рассматривать в качестве осуществления указанной организацией своей обычной деятельности. Следовательно, оснований для признания данной организации для целей налогообложения в качестве постоянного представительства указанного иностранного юридического лица в отношении видов деятельности, осуществляемых упомянутой российской организацией по вышеназванному договору на оказание правовых и консультационных услуг, не имеется при условии, что международными договорами Российской Федерации (СССР) с соответствующими иностранными государствами не установлены иные по сравнению с Инструкцией N 34 критерии определения понятия "постоянное представительство иностранного юридического лица".
В случае осуществления вышеназванной российской организацией представительства интересов иностранного юридического лица перед третьими лицами, отличными от суда, арбитража, государственных учреждений и официальных органов, путем заключения с указанными лицами гражданско - правовых договоров от имени иностранного юридического лица эту организацию для целей налогообложения необходимо рассматривать в качестве постоянного представительства упомянутого иностранного юридического лица, поскольку данный вид деятельности прямо не указан в учредительных документах российской организации, а следовательно, не может рассматриваться в качестве ее обычной деятельности.
Подписано в печать С.Журин
23.08.2000 Управление МНС России

по г. Москве "Финансовая газета", 2000, N 34

...Для обоснования права на применение льготы в отношении экспортируемых товаров организация - экспортер представляет в налоговый орган контракт на поставку товаров. Приравнивается ли для целей обоснования права на использование льготы контракт с постоянным представительством иностранного юридического лица к контракту с иностранным юридическим лицом?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также