Допустимо ли проведение налоговым органом проверки заявления налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налога в соответствии с требованиями ст. 87 НК РФ?

В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Из содержания указанной статьи следует, что заявление может быть подано вне зависимости от момента выявления излишней уплаты.
В свою очередь, ст. 87 НК РФ определяет порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно этой статье налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, данный срок устанавливает временные рамки проведения налоговых проверок по инициативе налоговых органов.
На основании положений п. 1 ст. 31, ст. 78 НК РФ рассмотрение заявления налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога не подпадает под понятие "налоговая проверка" применительно к ст. 87 НК РФ. Поэтому использование налоговыми органами трехгодичного срока в указанном случае является противозаконным и нарушает права налогоплательщиков (Постановление ФАС Поволжского округа от 29 января 2004 г. N А65-7086/03-СА1-23).
Н.В.Герасименко
Доцент кафедры
финансового права
Академии экономической
безопасности МВД России,
к. ю. н.
Подписано в печать
14.07.2005
"Адвокат", 2005, N 7

Как следует исчислять срок проведения выездной налоговой проверки?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также