Предприятие осуществляет заправку числящегося на его балансе автомобиля за наличный расчет на АЗС. При этом водителю выдаются под отчет денежные средства, за которые он отчитывается чеками АЗС. Может ли предприятие на основании этих авансовых отчетов списывать стоимость приобретенного бензина на издержки производства и обращения?

Если автотранспорт используется непосредственно для производственных целей, то затраты по его содержанию и обслуживанию подлежат включению в состав себестоимости продукции (работ, услуг) (п.1, пп."а" п.2 Положения о составе затрат).
В том случае, если данный автомобиль используется в качестве служебного, то затраты, связанные с его содержанием, должны относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных действующим законодательством (пп."и" п.2 Положения о составе затрат). Однако необходимо учесть, что до настоящего времени такие нормы для целей налогообложения пока не установлены.
Поэтому стоимость израсходованного ГСМ относится на издержки производства и обращения в полном объеме как по служебному, так и по автотранспорту производственного назначения на основании документов, подтверждающих данные расходы (чеки АЗС) и производственную направленность эксплуатации автомашины (путевые листы с маршрутом следования) (Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30.11.1999 N 04-02-05/1 (без названия)).
Необходимо отметить, что типовые формы путевых листов для различных видов автотранспортных средств утверждены с 1 января 1999 г. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Кроме того, необходимо учесть, что расходы на ГСМ подлежат списанию на себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом России 18.02.1997 под номером Р3112194-0366-97. Данные Нормы рекомендованы для применения на предприятиях, имеющих на балансе автотранспортную технику, Письмом Госналогслужбы России от 26.01.1998 N 21-0-06/32 (без названия).
Поскольку вышеуказанные нормы не утверждены в качестве нормативного документа для целей отнесения расходов на ГСМ на издержки производства и обращения, предприятия имеют право использовать также другие обоснованные нормативы (например, данные заводского паспорта автомобиля, заключения НИИ автотранспорта и т.п.).
Таким образом, для отнесения затрат на ГСМ на себестоимость продукции (работ, услуг) они должны иметь необходимое документальное подтверждение (чеки АЗС, путевые листы), производственную направленность (подтвержденную маршрутными листами к путевому листу) и списываться в пределах обоснованных нормативов.
Следовательно, при представлении в бухгалтерию водителем авансового отчета по расходованию денежных средств, выданных на оплату ГСМ за наличный расчет, подлежит списанию на издержки производства и обращения только величина расходов в пределах норматива, рассчитанного исходя из данных по пробегу автомашины в путевом листе, а сверхнормативный расход ГСМ должен относиться за счет водителей, виновных в необоснованном перерасходе или за счет собственных средств предприятия.
Подписано в печать
08.08.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 9

Приказом Минфина России от 24.03.2000 n 31н внесены изменения в том числе в ПБУ 5/98. Как они повлияли на учет товаров в торговой организации?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также