...На основании каких норм имущество физических лиц переходит в порядке наследования к государству? Каков порядок перехода наследуемого имущества к государству как наследнику?

Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права и выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, от имени Российской Федерации в гражданские правоотношения вступают органы государственной власти.
Статьей 527 ГК РСФСР установлены основания наследования, среди которых имеется следующее: если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
Статьей 552 ГК РСФСР установлен порядок перехода наследства к государству, в соответствии с которым наследственное имущество по праву наследования переходит к государству в следующих случаях:
1) если имущество завещано государству;
2) если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
3) если все наследники лишены завещателем права наследования;
4) если ни один из наследников не принял наследства (ст.ст.546, 550).
Если кто-нибудь из наследников отказался от наследства в пользу государства, то к государству переходит причитавшаяся этому наследнику доля наследственного имущества. Если при отсутствии наследников по закону завещана только часть имущества наследодателя, то остальная часть переходит к государству.
От имени Российской Федерации при наследовании имущества выступают налоговые органы на основании следующих нормативных актов.
Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, установлено, что Положение распространяется в том числе на имущество, перешедшее в установленном порядке по праву наследования к государству. Учет, принятие мер по охране, оценке указанного имущества возлагаются на налоговые органы. Кроме того, Инструкцией Минфина России от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" установлено, что налоговые органы в своей деятельности по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного, наследственного имущества и кладов руководствуются актами гражданского, гражданско - процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, настоящей Инструкцией и другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с конфискацией имущества, признанием его бесхозяйным, переходом по праву наследования к государству, обнаружением кладов. Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа. Исходя из изложенного налоговые органы выступают от имени Российской Федерации при наследовании имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11.02.1993 N 4462-1, далее - Основы) меры по охране наследственного имущества до передачи его налоговым органам осуществляют нотариальные органы. В соответствии с частями третьей и четвертой ст.5 Основ сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Статьей 52 Основ установлено, что в случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям граждан, законных представителей юридических лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов. Исходя из изложенного перечень лиц, которым может быть выдан дубликат утраченного документа, экземпляр которого хранится в делах нотариальной конторы, не включает органы государственной власти, в том числе и налоговые органы, являющиеся представителями государства как наследника. Кроме того, порядок выдачи свидетельства о праве на наследство и условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону регулируются гл.XI Основ.
Подписано в печать Л.А.Панина
04.08.2000 Советник налоговой службы

III ранга "Аудиторские ведомости", 2000, N 8

Применяется ли к суду или председателю суда налоговая либо административная ответственность за неправильное определение размера государственной пошлины?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также