Вправе ли частные нотариусы включать в состав расходов полную стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, или применять ускоренную амортизацию при списании стоимости таких средств, предусмотренную ст.10 Федерального закона от 14.06.1995 n 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"?

В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений) и п.42 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" состав фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от предпринимательской деятельности и иной деятельности без образования юридического лица, определяется применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утверждаемых Правительством Российской Федерации. В связи с отсутствием постановления Правительства Российской Федерации, в котором был бы определен состав затрат, принимаемых к учету при налогообложении физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (к которым относятся и частные нотариусы), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 21.06.1999 N 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" рекомендовал судам руководствоваться Положением о составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли юридических лиц, при рассмотрении споров по вопросам, касающимся определения состава расходов для целей налогообложения вышеназванной категории физических лиц.
Подпунктом "х" п.2 Положения о составе затрат определено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (с изменениями и дополнениями от 28.03.2000), к основным средствам относится имущество, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. Стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, погашается равномерно путем начисления амортизации. Основные средства постепенно амортизируются в течение срока их полезного использования, т.е. срока, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для целей выполнения деятельности. Амортизационные отчисления начисляются по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта в эксплуатацию.
Статьей 10 Закона N 88-ФЗ установлен порядок применения механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов для субъектов малого предпринимательства. При этом в ст.3 указано, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены к субъектам малого предпринимательства, на них распространяется действие положений законодательных актов и документов, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства.
В то же время ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Основы) определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Статьей 6 Основ предусмотрены ограничения в деятельности нотариуса, в соответствии с которыми нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.
Таким образом, нотариальная деятельность не может рассматриваться как один из видов предпринимательской деятельности, в связи с чем применение частными нотариусами льготы по применению ускоренной амортизации основных производственных фондов, предусмотренной Законом N 88-ФЗ для субъектов малого предпринимательства, неправомерно.
Следовательно, частные нотариусы, приобретая имущество, которое условно относится к основным средствам, обязаны при использовании этого имущества равномерно переносить его стоимость путем начисления амортизации и включать в состав расходов в течение всего срока их полезного использования, который не может превышать сам период осуществления нотариальной деятельности.
Подписано в печать Т.Левадная
26.07.2000 Советник налоговой службы

I ранга "Финансовая газета", 2000, N 30

...Банк заключил договор лизинга с малым предприятием. Будет ли банк нести какую-либо ответственность в случае неуплаты НДС, в связи с тем что предоставленные лизингополучателем в подтверждение своего статуса как субъекта малого предпринимательства сведения являются ложными?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также