Организация занимается реализацией книжной продукции путем рассылки ее читателям по почте наложенным платежом, пользуясь услугами почтовых предприятий. Правомерно ли взимание почтовыми предприятиями с организации НДС сверх установленных тарифов при доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой?

Нет, не правомерно. Оплата услуг почтовых предприятий осуществляется по прейскуранту "Тарифы на услуги почтовой связи, государственное регулирование которых осуществляется МАП России". Данные тарифы утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 31.12.1999 N 574. В п.4 Примечаний к указанным Тарифам определено, что взимание НДС сверх установленных тарифов регулируется Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Следовательно, для решения вопроса о том, следует ли взимать НДС сверх утвержденных тарифов, необходимо выяснить, подлежат ли обложению НДС услуги по доставке периодических печатных изданий и книжной продукции в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Согласно ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" под услугами почтовой связи понимается деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений. На основании пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1 услуги по доставке (транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке) периодических печатных изданий и книжной продукции (за исключением изданий рекламного и эротического характера), связанных с образованием, наукой и культурой, освобождены (льготируются) от НДС. В связи с этим услуги почтовых предприятий и учреждений по доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой, не должны облагаться НДС.
Следует иметь в виду, что данная льгота является обязательной к применению независимо от желания почтовых предприятий. Последним абзацем п.1 ст.5 Закона N 1992-1 организациям, предприятиям и учреждениям предоставлено право по их желанию не применять льготы, указанные в пп."ф", "х" и "ю" данного пункта. В отношении льгот, предусмотренных другими подпунктами данного пункта (в рассматриваемом случае - пп."э"), такого права организациям, предприятиям и учреждениям не предоставлено. Другими словами, все остальные льготы должны применяться в обязательном порядке, в том числе и по услугам почтовых предприятий, связанных с доставкой льготируемых периодических печатных изданий и книжной продукции.
Кроме того, обязательность применения данной льготы подтверждается целями принятия Федерального закона от 01.12.1995 N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", который послужил основой для внесения вышепоименованных льгот в Закон N 1992-1. В преамбуле к Закону N 191-ФЗ сказано, что он направлен на обеспечение конституционного (ст.29 Конституции Российской Федерации) права граждан на получение полной и объективной информации. Как видим, данный Закон призван сделать более доступной продукцию средств массовой информации и книжную продукцию для конечного потребителя (читателя). Одним из путей достижения этой цели и явилось освобождение от НДС услуг по доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Таким образом, законодатель фактически предоставил льготу потребителям периодических печатных изданий и книжной продукции (читателям), являющимся конечными плательщиками НДС. Следовательно, организации, производящие и продвигающие данную продукцию к конечному потребителю, не имеют права взыскивать с этого потребителя НДС сверх цен (тарифов) на реализуемую продукцию (работы, услуги).
При этом необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.5 Закона N 1992-1 предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных п.1 указанной статьи, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Исходя из этого, почтовыми организациями делается вывод о том, что при лишении их права применять льготу (из-за отсутствия раздельного учета затрат) и соответственно необходимости начисления к уплате в бюджет дополнительных сумм НДС, им предоставляется право взыскивать данные (дополнительные) суммы НДС с покупателей их услуг. Такой вывод противоречит законодательству Российской Федерации.
Обоснованием данного утверждения служит пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1, которым предусмотрено освобождение от НДС определенных видов деятельности - услуг по доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, а не организаций, оказывающих эти услуги. Запрет же на получение льгот, предусмотренный п.2 ст.5 этого Закона, касается не видов деятельности, а организаций, не обеспечивших раздельный учет затрат. Следовательно, отсутствие раздельного учета затрат у поставщика услуг не отменяет льготу по конкретному виду деятельности для покупателя этих услуг.
Почтовые предприятия и учреждения должны выписывать расчетные документы и счета - фактуры за оказанные услуги по доставке льготируемых периодических печатных изданий и книжной продукции по утвержденным тарифам без НДС. При этом, для того чтобы иметь право не начислять к уплате в бюджет НДС с оборотов по реализации указанных услуг, они должны вести раздельный учет затрат по льготируемым и нельготируемым видам деятельности.
Если почтовая организация не обеспечила ведение раздельного учета затрат, то и в этом случае она должна выписывать расчетные документы и счета - фактуры за услуги по доставке льготируемых периодических печатных изданий и книжной продукции без НДС. Таким образом, должен соблюдаться принцип обязательности освобождения от НДС данного вида услуг. Конечный потребитель периодических печатных изданий и книжной продукции не должен нести дополнительных расходов из-за неспособности обеспечить ведение раздельного учета затрат какой-либо из почтовых организаций. Однако в этом случае (при отсутствии раздельного учета затрат) почтовая организация обязана начислить к уплате в бюджет НДС с оборотов по реализации освобожденных от данного налога товаров (работ, услуг) за счет источников собственных средств.
Подписано в печать С.Гордейко
12.07.2000 К.э.н.
"Финансовая газета", 2000, N 28

...Аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, заключил договор на оказание услуг по ведению учета, по составлению отчетности и декларации о доходах с другим предпринимателем. Правомерно ли уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя на сумму затрат по выплате вознаграждения аудитору за оказанные услуги?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также