...ООО открывает в банке расчетный счет, используя который уплачивает налог . Денежные средства с расчетного счета списаны, но не списаны с корреспондентского счета банка в связи с его временными финансовыми трудностями. Банк признает данное нарушение. Однако виновным в непоступлении денежных средств в бюджет ГНИ считает ООО. Виноват ли в этом случае банк?

В изложенной ситуации не указана дата списания кредитной организацией денежных средств в уплату налога (акциза) с расчетного счета ООО "Юридический центр", а время является одним из факторов, оказывающим влияние при принятии налоговым органом решения: к кому - налогоплательщику или банку - должны быть применены меры ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П признал соответствующим Конституции Российской Федерации прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика независимо от зачисления этих сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
Частью 1 ст.79 Федерального конституционного закона от 27 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что решение Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу немедленно после его провозглашения.
В соответствии с ч.3 ст.79 данного Федерального конституционного закона лишь неисполненные решения органов государственной власти, основанные на актах, признанных неконституционными, в установленных Федеральным законом случаях подлежат пересмотру.
Согласно п.12 ст.75 данного Федерального конституционного закона, порядок и особенности исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации должны быть изложены в самом решении.
Письмом МНС РФ от 24 мая 1999 г. N АС-6-18/422@ "О порядке применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П" разъяснено, что исполнение платежных документов на перечисление платежей в бюджет до 13 октября 1998 г. (даты вступления в силу указанного Постановления) производилось согласно соответствующему Конституции Российской Федерации законодательству. Каких-либо указаний налоговым органам о пересмотре ранее вынесенных решений вышеупомянутое Постановление Конституционного Суда не содержит.
Поэтому суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные по платежным поручениям налогового органа до 12 октября 1998 г. и не поступившие на соответствующий бюджетный счет, не считаются уплаченными и учитываются как недоимка, которая может быть взыскана налоговыми органами принудительно в соответствии с действующим законодательством.
Право требования к кредитной организации денежных средств, не перечисленных на соответствующий бюджетный счет до 12 октября 1998 г., остается за налогоплательщиком на основании заключенных им с кредитной организацией договоров банковского счета.
Право требования к кредитной организации сумм средств, списанных с расчетного счета налогоплательщиков и не начисленных на соответствующие бюджетные счета после 12 октября 1998 г., остается за налоговым органом.
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) банками обязанности, установленной ст.60 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой банки обязаны исполнять поручения налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов в соответствующие бюджеты, к банкам применяется ответственность в виде пени в соответствии со ст.133 НК РФ.
Кроме того, налоговые органы в соответствии с п.50 ст.1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в случае неисполнения банком в установленный срок обязанности по перечислению сумм налогов в бюджеты (внебюджетные фонды) наделены правом применять к этому банку меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст.46 Налогового кодекса РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке.
Неоднократное (два и более раз) в течение года допущение нарушения банком обязанностей, предусмотренных ст.60 НК РФ, является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
По вопросу о том, какими документами подтверждается факт списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика при незачислении их на бюджетные счета, можно сказать следующее.
В связи с ситуацией, сложившейся в банковской сфере, свидетельствующей о многочисленных фактах невыполнения банками обязанности, установленной ст.60 НК РФ, по исполнению поручений налогоплательщиков (налоговых агентов) на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) по всем выявленным налоговыми органами фактам списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, но не поступивших на соответствующие бюджетные счета, признание обязанности по уплате налога налогоплательщиком исполненной на сумму указанных средств принимается соответствующим решением специально созданной комиссии (Приказ МНС России от 22 декабря 1999 г. N АП-3-18/407).
Все документы, подтверждающие факт списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика (копия платежного поручения, заверенная банком выписка из лицевого (корреспондентского) счета налогоплательщика, сведения о датах открытия расчетных счетов в проблемных банках, копии писем банка и др.), направляются налоговыми органами на комиссию.
Подписано в печать Л.А.Локтионова
10.07.2000 Управление МНС России

по Московской области "Налоговые известия Московского региона", 2000, N 7

Являются ли плательщиками налога с продаж арбитражные управляющие, зарегистрированные как предприниматели без образования юридического лица?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также