Каков порядок исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера?

Федеральным законом от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее - Закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий") введен новый порядок исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Расчет индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии со ст.1 этого Закона осуществляется путем умножения размера пенсии в процентах на отношение среднемесячного заработка пенсионера за установленный период к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период.
Пенсия рассчитывается путем умножения данного индивидуального коэффициента на среднемесячную заработную плату по стране за предыдущий квартал, утверждаемую Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
Частью 4 ст.1 Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что при расчете пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране учитывается в размере не свыше 1,2.
В части 2 ст.4 Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный в ч.4 ст.1 настоящего Закона, ограничивающий отношение среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране, устанавливается в размере 0,7.
Однако в ч.4 ст.1 данного Закона определяется отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране, а индивидуальный коэффициент пенсионера определяется ч.2 ст.1 Закона.
Таким образом, применение ограничения 0,7 к индивидуальному коэффициенту пенсионера, а не к соотношению заработных плат будет противоречить ссылке, содержащейся в ч.2 ст.4 Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Если ограничение 0,7 применять к индивидуальному коэффициенту пенсионера, то получается, что индивидуальный коэффициент пенсионера ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране, тогда как в соответствии с ч.2 ст.1 указанного Закона индивидуальный коэффициент пенсионера является результатом, рассчитываемым через это отношение, и не может его ограничивать. При этом получается также, что ограничению подлежат все составляющие формулы расчета, в том числе и ее результат: размер пенсии в процентах в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" учитывается в размере не свыше 75% заработка пенсионера; отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране в соответствии с ч.4 ст.1 Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" учитывается в размере не свыше 1,2, а сам индивидуальный коэффициент пенсионера как производная от указанных величин также ограничивается коэффициентом 0,7.
Подобное толкование Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" некорректно и по сути делает бессмысленной саму методику расчета государственных пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением от 29.12.1999 N 54 утвердило Разъяснение "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". В соответствии с этим Разъяснением 0,7 применяется к отношению среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, а не к индивидуальному коэффициенту пенсионера. Данное Постановление зарегистрировано в Минюсте России 31.12.1999 за N 2038.
Следует также иметь в виду, что денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, и федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации формируются исключительно за счет страховых взносов работодателей и граждан и имеют целевое назначение - финансирование выплаты государственных пенсий. Таким образом, выплата пенсии в необоснованно завышенном размере одному пенсионеру может быть осуществлена только за счет государственных пенсий другим пенсионерам, что нарушит их гарантированное ст.39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и принцип равенства всех перед законом, закрепленный в ст.19 Конституции Российской Федерации.
Следует отметить также, что Федеральным законом от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", в соответствии с которым осуществляется расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации (ст.8 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), предусматривается расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации из расчета применения ограничения 0,7 к отношению среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране, а не к индивидуальному коэффициенту пенсионера. Таким образом, применение ограничения 0,7 к индивидуальному коэффициенту пенсионера вступит в противоречие с данным Федеральным законом. Кроме того, проектом федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" также предусмотрено, что расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату государственных пенсий в соответствии с Законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" осуществляется из расчета применения ограничения 0,7 к отношению среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране, а не к индивидуальному коэффициенту пенсионера.
Подписано в печать В.Ершова
05.07.2000 Юрист

Пенсионного фонда
Российской Федерации
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 27

Можно ли взыскать с органов Пенсионного фонда Российской Федерации материальный ущерб в связи с задержкой выплаты пенсии?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также