Предприятие - производитель передало розничному предприятию товары для организации бесплатной дегустации в торговом зале. Как правильно оформить документы по этой операции? Как операция отразится в учете у обеих сторон?

Прежде всего определим, по какой статье такие расходы предприятия - производителя могут быть отнесены на себестоимость продукции.
Бесплатные дегустации устраиваются предприятиями - поставщиками для того, чтобы таким образом привлечь внимание покупателей к своей продукции, то есть такие расходы носят рекламный характер.
Это подтверждается и нормативными документами. Так, согласно пп."у" п.2 Положения о составе затрат к затратам на рекламу относится, в том числе, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату.
Поскольку бесплатные дегустации устраиваются в тех розничных точках, где такой товар в принципе продается, то очевидно, что между предприятием - производителем и предприятием розничной торговли заключен договор купли - продажи продукции. Возможность передачи продукции для проведения дегустаций может быть оговорена в этом договоре, хотя в принципе это не обязательно.
Более важно определить это в товаро - сопроводительных документах, так как в противном случае будет считаться, что товар передан не для проведения дегустации, а просто обычным образом реализован, и за него должны поступить деньги.
Отгрузка товара розничному предприятию в рекламных целях должна быть оформлена накладной по форме М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, с указанием в строке "основание" пункта договора, в котором говорится о возможности поставки продукции для проведения дегустации, либо, если такого пункта в договоре нет, просто записи о целях отгрузки продукции.
Счет - фактура в этом случае выписываться не должен, так как расчеты между сторонами отсутствуют. Счет на оплату тоже не должен выписываться.
Полученный розничным магазином товар для проведения дегустации собственностью магазина не становится, так как его использование на эти цели является расходами предприятия - поставщика. Поэтому он должен учитываться у розничного предприятия за балансом.
В то же время расходование этого товара на проведение дегустации должно быть подтверждено внутренним первичным документом розничного магазина. Поскольку унифицированной формы первичного документа, подтверждающей списание продукции (товаров) в рекламных целях, в настоящее время не разработано, можно составить акт произвольной формы, который согласно Закону о бухгалтерском учете должен содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Копию данного акта следует передать предприятию - поставщику.
На практике возникает также вопрос, какая стоимость продукции должна быть указана в накладной и в акте на списание. Представляется, что следует указать обычную цену такой продукции, по которой она отгружается этому розничному магазину, так как она по существу передается ему на краткосрочное ответственное хранение. Сумму НДС также следует указать, так как в случае, если магазин израсходует такую продукцию не по назначению, он должен будет возместить поставщику ее стоимость вместе с НДС.
В бухгалтерском учете предприятия - производителя такая операция отразится следующим образом:
дебет счета 40 "Готовая продукция", субсчет "Готовая продукция, переданная в розничную точку", кредит счета 40, субсчет "Готовая продукция на складе" - передана готовая продукция розничному торговому предприятию для проведения дегустации;
дебет счета 43 "Коммерческие расходы" кредит счета 40, субсчет "Готовая продукция, переданная в розничную точку" - получена копия акта о списании продукции на проведение рекламной кампании;
дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на рекламу" - начислен налог на рекламу.
На практике если передаваемая продукция используется на дегустацию сразу, то проводку дебет счета 43 кредит счета 40 можно сделать на основании накладной на передачу продукции на сторону.
Поскольку расходы на рекламу являются нормируемыми для целей налогообложения, в случае превышения установленных норм необходимо произвести корректировку налогооблагаемой прибыли.
В бухгалтерском учете розничного магазина эта операция отразится следующим образом:
дебет счета 002 "Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение" - получены товары для проведения дегустации;
кредит счета 002 - списаны товары на проведение рекламной кампании по акту.
Подписано в печать
12.05.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 6

Оптовая фирма расположена в г. Москве и имеет также розничный магазин в Московской области. Должна ли фирма уплачивать налог с продаж по ставкам г. Москвы или области с реализации в области? А как быть, если в область каждый день выезжает автомагазин?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также