У предприятия заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома. После выполнения своих обязательств и ввода дома в эксплуатацию застройщик передает в собственность дольщику две квартиры. Какие проводки при этом должны быть? Как выгоднее использовать эти квартиры с точки зрения минимизации налогов?

Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с приобретением квартир и их передачей (продажей) работникам, осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, следующим образом:
Д-т 08, К-т 51 - перечислены денежные средства в счет долевого участия строительства квартир;
Д-т 04, К-т 08 - получены квартиры согласно договору.
Дальнейшее использование квартиры возможно в двух вариантах:
реализация любым способом;
использование в собственных целях предприятия.
Реализация квартиры (как любого товара) может быть осуществлена: в виде договора купли - продажи как юридическому, так и физическому лицу; в виде договора мены; в виде безвозмездной передачи физическому лицу (в соответствии со ст.575 ГК РФ запрещено дарение в отношениях между коммерческими организациями); в виде передачи в аренду с правом последующего выкупа.
В любом случае это повлечет исчисление налогов, связанных с реализацией имущества в общем порядке. При этом в целях уклонения от дополнительных налогов необходимо избегать возможной реализации квартиры ниже себестоимости. При ее реализации физическому лицу вопрос себестоимости также важен в связи с необходимостью включения в совокупный годовой доход физического лица материальной выгоды в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
Аренда с правом выкупа в результате тоже приводит к реализации имущества, но до этого оно числится на балансе предприятия, и его стоимость участвует в исчислении налога на имущество. Практика показывает, что к моменту реализации имущества, переданного в аренду, амортизация его незначительна, а сумма уплаченного налога на имущество достаточно крупная.
Использование квартир в собственных целях предприятия (служебная квартира, жилье для работников, прибывших от контрагентов и т.п.) влечет за собой необходимость исчисления и уплаты налога на имущество.
Подписано в печать Ю.Кольцов
28.04.2000 Е.Максимова

А.Осколкова
А.Цыпина
ООО "ЮВК Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 18

Фирма заключила с предприятием договор на разработку НИОКР. Куда относить затраты - на счет 08 или 31?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также