Могут ли налогоплательщикам предоставляться льготы, не предусмотренные налоговым законодательством?

Как следует из п.1 ст.56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В п.1 ст.3 НК РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, то есть законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В связи с этим принятие постановлений Правительства РФ по установлению льготы по налогам и сборам для отдельной категории налогоплательщиков вступит в противоречие с НК РФ.
Кроме того, согласно ст.129 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." законодательные и иные нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета на 2000 г., а также сокращающие его доходную базу, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и (или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на 2000 год, а также после внесения соответствующих изменений в указанный Федеральный закон. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано применять аналогичные принципы при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Учитывая изложенное выше, а также то, что одним из направлений государственной налоговой политики является сокращение налоговых льгот, исключений из общего режима налогообложения, предоставление индивидуальных налоговых льгот не допускается.
Однако организации могут воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового кредита в соответствии со ст.ст.66 - 67 НК РФ, из которых следует, что:
- инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов;
- инвестиционный налоговый кредит сроком от одного года до пяти лет может быть предоставлен организации по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам;
- решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации;
- конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
Подписано в печать В.И.Макарьева
24.04.2000 Государственный советник

налоговой службы II ранга,
А.И.Владимирова
А.А.Матюшина
"Налоговый вестник", 2000, N 5

Действует ли при введении Налогового кодекса п.5.2 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 n 37?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также