Правомерно ли введение дополнительных сборов с заказчиков строительства Минобороны России на развитие общегородских объектов инфраструктуры в размере до 40% от годовой программы строительства жилья на территории ряда субъектов РФ?

Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 26 была утверждена Государственная целевая программа по обеспечению в 1996 - 1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и определены затраты на развитие коммунального хозяйства и социально - бытовой сферы в размере 20% от суммы общих затрат на строительство жилых домов.
Срок действия указанной Программы истек, а других нормативных документов, регламентирующих размер затрат в виде процента от общей суммы затрат на строительство жилых домов на федеральном уровне, не имеется.
В соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными этим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Налоговым кодексом.
При этом согласно ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российском Федерации" часть первая Кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Так, ст.2 указанного Федерального закона установлено, что впредь до введения в действие ст.ст.13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), не взимаются.
В данном случае необходимо учитывать, что Конституционный Суд РФ принял Постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П, в котором признал, что до принятия Налогового кодекса юридическое содержание конституционного понятия "общие принципы налогообложения и сборы" определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него, в том числе и после вступления в силу действующей Конституции РФ, который запрещает органам государственной власти всех уровней вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные данным Законом.
В названном выше Постановлении Конституционного Суда РФ к общим принципам налогообложения и сборов отнесено установление исчерпывающего перечня региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и налоговых платежей.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 5 февраля 1998 г. N 22-О указал на то, что Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П в полной мере распространяется на порядок установления местных налогов.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, решения субъектов Российской Федерации о введении на подведомственной им территории дополнительных отчислений с организаций - застройщиков на строительство общегородских объектов инфраструктуры от общей стоимости зданий и сооружений и возложение на организации обязанности по уплате таких отчислений, обладающих характеристиками сбора, не предусмотренного ст.ст.19 - 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не соответствует действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Подписано в печать
11.04.2000
"Финансы", 2000, N 5

Распространяется ли новый подход к определению процентов, сформулированный в ст.43 Налогового кодекса РФ, на расчет налога на пользователей автодорог?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также