Какими документами регламентируется порядок списания расходов по договору обязательного медицинского страхования, а также затрат на профилактические медицинские осмотры?

Договор обязательного медицинского страхования имеет ряд особенностей, связанных с формой договора, условиями и порядком его заключения. Это обусловлено тем, что правоотношения обязательного медицинского страхования регулируются большим количеством нормативных правовых актов, различных по своей юридической силе. Главенствующее положение здесь, как и в случае регулирования иных гражданских правоотношений, занимает Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Глава 48 ГК РФ (ст.ст.927 - 970) включает в себя общие правила для всех видов страховых обязательств, которые могут возникать из договора страхования, специальных видов страхования, обязательного страхования.
Согласно п.2 ст.927 ГК РФ договор обязательного страхования подлежит заключению только в случаях, прямо предусмотренных законом. Нормативным актом, устанавливающим обязательность медицинского страхования, является Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1 (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 N 4741-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федерального закона от 01.07.1994 N 9-ФЗ).
Согласно Закону медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ получение медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона установлено, что обязательное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор обязательного медицинского страхования должен содержать перечень медицинских услуг, соответствующих программе обязательного медицинского страхования.
Согласно ст.22 Закона базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Совет Министров РФ. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Впервые базовая программа обязательного медицинского страхования была утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, 29.03.1994 N 251, 11.09.1998 N 1096).
В настоящее время действует базовая программа обязательного медицинского страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.1999 N 1194).
Необходимо отметить, что как впервые утвержденная, так и ныне действующая базовая программа обязательного медицинского страхования установила лишь общие виды гарантированной медицинской помощи. Их конкретный перечень (подробный перечень контингентов населения, заболеваний, профилактических, лечебно - диагностических мероприятий, составляющих базовую программу) должен был быть разработан, утвержден Министерством здравоохранения РФ и согласован с соответствующими органами исполнительной власти. Но до сих пор такого перечня нет.
Однако до вступления в силу 5 апреля 1999 г. Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ действовал одноименный Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1. Пункт 1 ст.23 этого Закона устанавливал, что профилактические медицинские осмотры работающих (далее - профосмотры) включены в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании. Частью 2 ст.23 этого же Закона было определено, что перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся профосмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора РФ и Министерством здравоохранения РСФСР по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР. Данная норма закреплена в ч.3 ст.154 КЗоТ.
В настоящее время нормативным актом, установившим перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся профосмотры, является Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", действующий в редакциях Приказа Минздравмедпрома РФ и Госкомсанэпиднадзора РФ от 05.10.1995 N 280/88 и Приказа Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
Проанализировав названные нормативные акты, можно сделать вывод о том, что в период действия Закона РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 орган исполнительной власти субъекта РФ при утверждении территориальной программы обязательного медицинского страхования должен был в обязательном порядке включать в договор обязательного медицинского страхования профосмотры работников, которые при выполнении своей работы сталкиваются с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, указанными в Приложении N 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555, выполняют работы, указанные в Приложении N 2 к этому же Приказу.
В этом случае у предприятий, работники которых в обязательном порядке должны проходить профосмотры, не возникали бы сложности с порядком отнесения расходов на их проведение, поскольку согласно пп."п" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (далее - Положение о составе затрат), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления в фонд обязательного медицинского страхования.
Практика же показала, что дело обстояло иначе. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования не включал в нее профосмотры, так как руководствовался, в первую очередь, нормативными актами, которые Министерство здравоохранения РФ рассылало в субъекты Федерации. Они указаны в Письме Минздрава РФ от 13.08.1998 N 2510/7571-98-32 "Перечень действующих приказов нормативного характера Минздрава России и Минздравмедпрома России за 1992 - 1997 гг.".
Таким образом, предприятиям приходилось заключать отдельные договоры с медицинскими учреждениями на проведение профосмотров. В этом случае все расходы на проведение профосмотров предприятиям приходилось производить из чистой прибыли.
В принятом Федеральном законе "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ осталась норма, устанавливающая обязательность прохождения профосмотров работниками отдельных профессий, производств и организаций (п.1 ст.34). Исключена норма, устанавливающая, что профосмотры подлежат включению в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании. Вопрос отнесения расходов предприятий на профосмотры Законом не определен.
Страховой тариф на обязательное медицинское страхование работников предприятий, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, впервые установленный Законом РФ от 25.12.1992 N 4230-1 в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, касается всех предприятий. В то же время проведение профосмотров затрагивает только тех работников, которых касается Приказ Министерства здравоохранения СССР N 555 от 29.09.1989, т.е. не охватывает все предприятия. При включении профосмотров в договор обязательного медицинского страхования наблюдалось бы несоответствие объемов медицинских услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования различным контингентам населения при одинаковом страховом тарифе.
С другой стороны, у предприятий, работники которых в обязательном порядке должны проходить профосмотры, до сих пор остается нерешенным вопрос отнесения расходов на их проведение.
Вместе с тем на запросы отдельных предприятий об отнесении расходов, связанных с проведением профосмотров работников, на себестоимость продукции (работ, услуг) Департамент налоговых реформ Министерства финансов РФ дает разъяснение, что такие расходы правомерно включать в себестоимость продукции (работ, услуг), в котором делает ссылку на пп."а" п.2 Положения о составе затрат (Письмо Минфина России от 21.10.1996 N 04-02-13).
Подписано в печать А.А.Бочин
03.04.2000 Юрисконсульт

ГОУП "Мурманскводоканал" "Бухгалтерский учет", 2000, N 8

Уплачивают ли налог на имущество предприятий индивидуальные предприниматели?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также