Организация осуществляет с целью расширения рынка безвозмездное распространение сувенирной продукции с логотипом фирмы. Приобретенная рекламная продукция учитывается на балансе по стоимости изготовления, в том числе НДС. Вправе ли организация стоимость безвозмездно переданной сувенирной продукции отнести на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль?

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Таким образом, расходы организации в период проведения рекламной кампании, связанные с распространением сувенирной продукции, могут быть отнесены к расходам на рекламу только при наличии содержания в распространяемой сувенирной продукции информации рекламного характера.
Если распространяемая в период проведения рекламной кампании среди покупателей, контрагентов сувенирная продукция (календари, шариковые ручки, записные книжки и др.) содержит символику (логотип) организации [ее товарный знак, торговую марку, наименование, адреса и контактные телефоны, указание на осуществляемые виды деятельности и (или) другую подобную информацию] с целью поддержания интереса к юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, привлечения покупателей, то стоимость такой сувенирной продукции учитывается в составе расходов, которые для целей налогообложения учитываются как расходы на рекламу.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на распространение сувенирной продукции с логотипом организации учитываются для целей налогообложения как расходы на иные виды рекламы (не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 настоящего Кодекса), понесенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, которые признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика (с учетом положений п. 4 вышеуказанной статьи Кодекса).
Если такие расходы не признаются рекламными (распространяемые сувениры не носят рекламного характера), они не учитываются для целей налогообложения прибыли согласно п. 16 ст. 270 НК РФ.
Что касается возникновения объекта обложения НДС, то согласно п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, реализацией товаров признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров на территории Российской Федерации на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС.
Таким образом, передачу сувенирной продукции в ходе проведения рекламных акций для целей применения НДС следует рассматривать как безвозмездную передачу товаров. Обложение НДС сувенирной продукции производится в общеустановленном порядке.
При этом согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен, причем начисленный НДС в полной сумме подлежит перечислению в бюджет.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке.
Таким образом, начисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах НДС относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Р.Н.Митрохина
Консультант
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
Подписано в печать
06.07.2005
"Налоговый вестник", 2005, N 8

Рассматривается ли как объект для целей налогообложения прибыли предприятие как имущественный комплекс в целом при его выделении и передаче?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также