Организация, расположенная в Москве, пользуется льготой по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет города. Имеет ли организация право пользоваться этой льготой после 1 апреля 1999 г.?

Статьей 2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.
Очень важным в данном случае является вопрос о том, сохраняется ли после 1 апреля 1999 г. у органов государственной власти субъектов Российской Федерации право предоставлять дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах средств, зачисляемых в их бюджеты, в связи с принятием Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Часть первая НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.
Согласно п.2 ст.17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом следует учитывать, что налог на прибыль является федеральным налогом и элементы обложения данным налогом, в том числе налоговые льготы, в соответствии с п.5 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.1 НК РФ определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Федеральным законом N 62-ФЗ внесены изменения в п.9 ст.6 Закона N 2116-1, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ.
Частью первой НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
В связи с тем что налог на прибыль является федеральным налогом (в соответствии со ст.19 Закона N 2118-1), с 1 апреля 1999 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Для восстановления ранее действовавшего порядка предоставления налоговых льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации в НК РФ должна быть включена норма, аналогичная содержавшейся в ст.1 Закона N 2118-1 (утратила силу в связи с введением в действие части первой НК РФ) и закреплявшая право органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлять налоговые льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Льготы по налогу на прибыль, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона N 62-ФЗ, имеют юридическую силу и применяются, так как согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, к которым относятся нормы указанного Федерального закона, обратной силы не имеют. Следовательно, если организация пользуется льготой по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет Москвы и установленной до 1 апреля 1999 г., то она может ею пользоваться.
Подписано в печать Т.Панченко
17.03.2000 Аудитор
"Финансовая газета", 2000, N 12

...Организацией заключены договоры добровольного страхования жизни на 1 год с ежегодной пролонгацией в пользу своих сотрудников. Договорами предусмотрено, что в случае смерти застрахованного лица выгодоприобретателям выплачиваются страховые суммы. Подлежат ли налогообложению такие страховые выплаты? Обязаны ли эти физлица декларировать суммы страховых выплат?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также