Как распределяются в целях налогообложения административно - управленческие и другие общехозяйственные затраты некоммерческой организации при одновременном ведении ею некоммерческой и предпринимательской деятельности?

Прежде всего отметим, что не следует распределять их пропорционально соотношению выручки и целевого финансирования в общем объеме средств, получаемых некоммерческой организацией, как это установлено для бюджетных организаций. Недопустимость этого неоднократно подчеркивалась Минфином России (см., например, Письма от 06.09.1996 N 04-02-12 и от 26.09.1996 N 04-07-05).
Согласно позиции Госналогслужбы России расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации, другие расходы некоммерческих организаций, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач (в том числе организация работы по получению финансовых средств для решения уставных задач), покрываются за счет целевых отчислений по содержанию указанных организаций и прибыли от предпринимательской деятельности, оставшейся в распоряжении организации (п.92 Письма Госналогслужбы России от 14.09.1993 N ВГ-4-01/145н "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц", зарегистрированного в Минюсте России 30.09.1993 N 354). При этом под расходами, связанными с "организацией работы по получению финансовых средств для решения уставных задач", и в 1993 г. имелись в виду управленческие расходы на ведение предпринимательской деятельности, поскольку уже тогда было определено, что некоммерческая организация может вести ее лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей, т.е. только с целью получения дополнительных источников финансирования основной уставной деятельности (см. ст.18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик). В соответствии с изложенной позицией управленческие расходы некоммерческой организации, ведущей наряду с некоммерческой и предпринимательскую деятельность, должны не распределяться между ними, а полностью относиться на источники целевого финансирования, к которым, в конечном счете, относится и остающаяся в распоряжении организации прибыль от предпринимательской деятельности.
Отметим, что Департамент налоговой политики Минфина России считает в принципе допустимым списывать часть общехозяйственных расходов некоммерческой организации, ведущей предпринимательскую деятельность, на эту деятельность (Письмо от 07.10.1998 N 04-02-05/1).
Чтобы иметь для этого основание, необходимо, по нашему мнению, сделать следующее:
выделить структурное подразделение, занимающееся предпринимательской деятельностью;
исходя из действующих нормативных документов о порядке совместительства и совмещения профессий закрепить распределение сотрудников (в том числе административно - руководящего персонала), их рабочего времени, заработной платы, средств труда и пр. между некоммерческой и предпринимательской деятельностью;
отражать указанное распределение в бухгалтерском и управленческом учете;
зафиксировать основание и порядок распределения общехозяйственных расходов в учетной политике.
Общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческой деятельности, могут учитываться по аналогии с общехозяйственными расходами на предпринимательскую деятельность: распределяться между программами (мероприятиями) сообразно выбранному критерию или списываться ежемесячно в дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в качестве условно - постоянных расходов (расходов периода).
Подписано в печать А.М.Рабинович
03.03.2000 Аудиторская и консалтинговая

фирма "Топ - Аудит" "Аудиторские ведомости", 2000, N 3

Как определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль у некоммерческих организаций?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также