Учредителем некоммерческой организации является организация - нерезидент, предполагающая перечислять средства целевого финансирования в иностранной валюте. Нужно ли для их получения иметь разрешение Банка России, подлежат ли переоценке валютные средства, отраженные на счете 96 "Целевые финансирование и поступления"?

Никакого разрешения на получение средств целевого финансирования в иностранной валюте не требуется. Как было специально отмечено в Указании Банка России от 21.07.1999 N 611-у "О проведении валютных операций, связанных с дарением и прощением долга", зачисление юридическими лицами - резидентами на свои валютные счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой от нерезидентов в виде дарения, пожертвований или иных безвозмездных и невозвратных поступлений, осуществляется без разрешения Банка России (п.1.1).
По второму вопросу у специалистов нет единого мнения. Те, кто считают, что валютные средства, отраженные на счете 96 "Целевые финансирование и поступления", не должны переоцениваться в связи с изменением курса иностранной валюты на дату совершения операции и (или) составления бухгалтерской отчетности, аргументируют свою позицию текстом нормативных документов. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утвержденному Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 50, пересчету в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на дату составления бухгалтерской отчетности подлежит выраженная в иностранной валюте стоимость денежных знаков в кассе, средств в расчетах в банках и иных кредитных учреждениях, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с любым юридическим и физическим лицом, остатков средств целевого финансирования, полученных из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями (договорами).
Иными словами, переоценке подвергаются только такие средства целевого финансирования, которые отвечают одновременно следующим условиям:
а) получены в рамках помощи как таковой (обусловленные уставом взносы к ней, в принципе, не относятся);
б) получены в рамках помощи Российской Федерации как стране, как государству (а не ее отдельным организациям);
в) получены в соответствии с соглашениями (договорами), стороной в которых в силу предыдущего пункта выступает Российская Федерация в лице управомоченных или уполномоченных на это органов или организаций.
Не названы средства целевого финансирования и при перечислении переоцениваемых объектов бухгалтерского учета в п.75 Положения по ведению бухгалтерского учета: "Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах". А отдельные ПБУ не могут противоречить указанному Положению.
Доводы же в пользу переоценки валютных средств, учтенных по счету 96 "Целевые финансирование и поступления", основаны на анализе существа проблемы.
Предположим, организация получила от нерезидента 100 долл. США целевого финансирования, курс рубля на дату их оприходования составил 25 руб. за 1 долл. В бухгалтерском учете это отразится проводкой Д-т 52, К-т 96 - 2500 руб.
Если в дальнейшем до полного использования указанных средств будет переоцениваться только счет 52 "Валютный счет", то на нем и на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" окажутся учтены различные суммы средств. В итоге окажется невозможным соблюсти количественную идентичность фактически израсходованных денежных (рублевых) средств и сумм, списанных со счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в качестве источника этих средств, т.е. нарушится основное бухгалтерское уравнение.
Таким образом, необходимость переоценки счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в качестве источника целевых валютных поступлений диктуется фундаментальными принципами бухгалтерского учета.
Подписано в печать А.М.Рабинович
03.03.2000 Аудиторская и консалтинговая

фирма "Топ - Аудит" "Аудиторские ведомости", 2000, N 3

Может ли применяться норма ст.5 Закона n 135-ФЗ о том, что благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации ?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также