...Автотранспортное предприятие уменьшило финансовые результаты на убытки от аварий, произошедших по вине водителей. Часть суммы взыскана с виновных, т.е. на счет 80 была отнесена разница между фактическим ущербом и взносом в покрытие ущерба с виновных лиц. Права ли налоговая инспекция, которая не приняла в уменьшение данную сумму и произвела доначисления по акту проверки?

Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Положение о составе затрат), согласно п.15 которого в состав внереализационных расходов включаются следующие виды убытков и потерь:
убытки по операциям с тарой;
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;
некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.
Следует иметь в виду, что согласно Приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 07.07.1997 N 382 к экстремальным относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера: различные природные бедствия (землетрясение, наводнение и др.), аварии и крушения на автомобильном и железнодорожном транспорте, морских судах, магистральных трубопроводах и др., превышение радиационного фона вследствие тех или иных нарушений функционирования системы атомной энергетики, биолого - социальные чрезвычайные ситуации (эпидемиологического характера).
Если же аварии произошли в результате дорожно - транспортных происшествий по вине водителей автоколонны, то сумма разницы между фактическим ущербом и суммой взноса в покрытие ущерба с виновных лиц, отнесенная предприятием на убытки, не может относиться к категории убытков, определенных Положением о составе затрат, и, следовательно, участвовать в формировании финансовых результатов (для целей налогообложения).
К тому же согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, действия сотрудников налоговой инспекции правомерны, так как у налогоплательщиков не было оснований уменьшать, а у налоговой инспекции принимать для целей налогообложения указанную сумму.
Подписано в печать Л.Комарова
25.02.2000 Управление МНС России

по Московской области "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 9

...Организация сдает автотранспортные средства в аренду предприятию, имеющему филиалы в других городах РФ. Налог с владельцев автотранспортных средств уплачивается по месту регистрации организации - в дорожный фонд г. Москвы. Уплачивается ли налог в другие территориальные дорожные фонды при постановке автотранспортных средств на временный учет в ГИБДД?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также