...В связи с принятием Закона n 36-ФЗ, установившего особый порядок исчисления НДС для заготовительных и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции у физлиц, возникают вопросы: на какие организации это распространяется; как поступать, если предприятия общепита закупают продовольственное сырье для производства блюд как у физлиц, так и у юрлиц?

В Федеральном законе от 02.01.2000 N 36-ФЗ сказано, что определение объекта обложения НДС в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС производится у заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц с целью дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки.
Сам текст дает ответ на многие возникающие у налогоплательщиков вопросы.
Действие этого льготного налогового режима, состоящего в том, что объектом обложения НДС является не весь объем (стоимость) реализации продукции, а только его часть в виде разницы продажи и покупки, распространяется на любые другие предприятия, не поименованные в этом тексте Закона, которые закупают сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие у физических лиц для целей, изложенных в Законе.
Поэтому на основании ст.11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма применяется всеми налогоплательщиками, включая розничные предприятия, предприятия общественного питания и другие, при реализации продукции, закупленной как у физических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей. При этом под другими подразумеваются все предприятия и организации независимо от формы и правового статуса юридического лица и вида хозяйственной деятельности.
Аналогичный порядок определения налогооблагаемого оборота применяется налогоплательщиками при реализации результатов переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных у физических лиц и индивидуальных предпринимателей, произведенной как собственными силами, так и на производственной базе других предприятий на давальческой основе.
Разумеется, под термином "сырье" подразумевается только сельскохозяйственное и продовольственное сырье.
Упоминание в тексте Закона "результатов ее переработки" дает полное юридическое основание распространить действие этого порядка и на предприятия общественного питания.
Гораздо сложнее должна решаться проблема, когда предприятия общественного питания, имеющие право использовать этот льготный для населения налоговый режим, приобретают сельскохозяйственную продукцию, сырье, продовольствие и другие компоненты, необходимые для приготовления блюд, у разных источников: физических и юридических лиц.
Оптимальным ответом, с нашей точки зрения, на этот вопрос мог бы быть такой: если удельный вес (в стоимостной оценке) исходного сырья, использованного для производства и реализации готовых блюд и закупленного у физических лиц, составляет 50 и более процентов от общей стоимости исходных продуктов, то налогообложение должно осуществляться в порядке выявления межценовой разницы. Если удельный вес их менее 50 процентов - то в общеустановленном порядке, иными словами - со всего объема реализации.
Подписано в печать Б.А.Минаев
22.02.2000 Государственный советник

налоговой службы II ранга "Налоговый вестник", 2000, N 3

Как следует возмещать из бюджета суммы НДС при использовании в расчетах векселей? Федеральным законом от 02.01.2000 n 36-ФЗ такая возможность предусмотрена только после оплаты векселей денежными средствами.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также