В договоре купли-продажи, который мы заключили с поставщиком, указывается, что он осуществляет замену бракованной продукции. Что принято понимать под браком и какие документы необходимо составить при его обнаружении, чтобы поставщик заменил его?

Под браком в производстве принято понимать изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после исправления. В зависимости от характера установленных дефектов брак делится на исправимый и неисправимый, так называемый окончательный.
Исправимым браком считаются изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно.
Окончательным браком считаются изделия, полуфабрикаты, детали и работы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, то есть затраты на изготовление новой продукции, полуфабрикатов (узлов, деталей) взамен брака ниже, чем расходы по его исправлению.
По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям, и внешний, выявленный у потребителя.
При заключении договора купли-продажи покупатель исходит из того, что товар должен быть передан со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте и комплекте (комплектности), он должен быть установленного качества, находиться в надлежащей упаковке и (или) таре, а также быть свободным от прав на него третьих лиц.
Поэтому ненадлежащее исполнение поставщиком вышеназванных условий, в частности поставка некачественного (бракованного) товара, влечет абсолютно правомерный отказ покупателя принять и оплатить его (ст. 475 ГК РФ).
Покупатель должен известить продавца о своих претензиях в сроки, указанные в договоре. Если же в договоре такой информации нет, то сделать это можно в течение двух лет со дня передачи товара продавцом (п. 2 ст. 477 ГК РФ), причем все претензии по качеству должны быть оформлены в письменной форме и переданы поставщику товарно-материальных ценностей.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо данным, указанным в сопроводительных документах, покупатель составляет Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по унифицированной форме N ТОРГ-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
В настоящее время форма претензионного письма законодательно не установлена, поэтому покупатель составляет его в произвольной форме. В письме за подписью руководителя организации следует указать:
- сведения о договоре между поставщиком и покупателем, на основании которого был поставлен товар;
- сведения об Акте о расхождении;
- требования, предъявляемые продавцу;
- сумму и расчет претензии с полным обоснованием (если претензия подлежит денежной оценке - обстоятельства, на которых основываются требования, с доказательствами, подтверждающими их, со ссылкой на соответствующее законодательство);
- другие сведения, необходимые для урегулирования спора.
Если покупатель утверждает, что поставленный товар некачественный, а продавец с этим не согласен, определить, кто прав, можно, обратившись в:
- аккредитованные испытательные лаборатории (центры) - по товарам, подлежащим обязательной сертификации (Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приведен в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013);
- органы по добровольной сертификации - по товарам, которые не подлежат обязательной сертификации;
- организации, компетентные в вопросах определения качества какого-либо товара по роду своей деятельности, - по товарам, не подлежащим обязательной сертификации и не прошедшим добровольную сертификацию.
При полном удовлетворении претензии в ответе, как правило, указываются сумма признанной претензии, номер и дата платежного поручения, которым перечислена сумма для удовлетворения претензии, или срок и способ удовлетворения претензии, если последняя не подлежит денежной оценке.
При частичном удовлетворении претензии в ответе указываются мотивы частичного непризнания претензии со ссылкой на действующее законодательство, обосновывающее ее частичное непризнание.
Если продавец принял претензию, то в произвольной форме составляется акт о возврате товара, который подписывают обе стороны.
Таким образом, продукция может быть признана внешним браком только в случае, если между сторонами договора будет подписан письменный документ - акт, из содержания которого вытекает, что стороны согласились признать определенное количество поставленной продукции бракованной.
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт "ЭЖ"
Подписано в печать
30.06.2005
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 26

...На годовом собрании гаражно-строительного кооператива сказано, что кооператив может быть признан банкротом, если его члены не внесут дополнительные взносы на покрытие образовавшихся долгов. Подлежит ли гаражно-строительный кооператив, являющийся некоммерческой организацией, банкротству? При этом его члены полностью внесли свои паевые взносы за гаражи, а значит, владеют ими на праве собственности.  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также