Покупатель через некоторое время после приобретения товара обнаружил брак. Может ли он возвратить бракованный товар продавцу и в какие сроки? Что должен делать продавец с возвращенным товаром?

Информация по вопросам бракованного товара содержится в следующих нормативных документах и письмах:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями от 25.09.1992, 22.12.1992, 27.01.1995, 15.02.1995, 18.07.1995, 24.08.1995, 24.11.1995, 24.11.1996, 17.03.1997, 06.05.1998, 24.07.1998, 31.07.1998, 30.04.1999);
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.1996 N 2-ФЗ);
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с изменениями и дополнениями от 26.06.1995, 01.07.1995, 20.11.1995, 21.03.1996, 14.10.1996, 22.11.1996, 11.03.1997, 31.12.1997, 27.05.1998, 05.09.1998, 06.09.1998, 11.09.1998, 26.06.1999, 12.07.1999);
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2);
Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д);
Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5);
Постановление Совета Министров СССР от 25.07.1988 N 888 "Об утверждении Положения о поставках продукции производственно - технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно - импортных операций";
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) (с изменениями и дополнениями от 28.12.1994, 28.07.1995, 27.03.1996, 17.02.1997);
Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (с изменениями и дополнениями от 29.12.1973 и от 14.11.1974);
Инструкция Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями от 23.01.1996, 14.03.1996, 22.08.1996, 12.03.1997, 29.12.1997, 07.08.1998, 19.07.1999);
Письмо Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" (согласно Письму Минюста России от 27.11.1996 N 07-02-1125-96 настоящее Письмо является нормативно - техническим документом и в государственной регистрации не нуждается);
Письмо Госналогслужбы России от 17.06.1994 N ВГ-6-01/213 [О разъяснениях Госналогслужбы России по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности предприятий и организаций, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (доходов) юридических лиц за 1992 - 1993 гг.];
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 01.07.1998 N 30-08/19487 "О налоге на добавленную стоимость";
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25.12.1997 N 04-03-11 [О порядке составления счетов - фактур предприятиями розничной торговли].
Статьей 469 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (п.1 ст.469 ГК РФ), либо при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара - товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется (п.2 ст.469 ГК РФ). Лишь в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора, т.е. возвратить весь товар. В случае обнаружения существенного нарушения требований к качеству части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе отказаться от исполнения договора в части и возвратить лишь ту часть товара, которая не соответствует условию о качестве (ст.475 ГК РФ).
Отсюда следует, что под бракованным товаром, подлежащим возврату, в ГК РФ понимается товар с существенными нарушениями требований к его качеству.
В организациях, осуществляющих торговлю, зачастую возникают сложности с юридическим оформлением и отражением в бухгалтерском учете операций по возврату товаров. Существенные изменения в схему возврата товара внес НК РФ. Он определил понятие реализации как передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - и на безвозмездной основе (ст.39 НК РФ). Это определение позволяет разработать порядок юридического оформления и бухгалтерского учета операций по возврату (передаче) бракованного товара, не являющемуся реализацией.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица (ст.224 ГК РФ).
Таким образом, если иное не предусмотрено договором купли - продажи, момент перехода права собственности определен моментом вручения товара покупателю или указанному им лицу, либо моментом предоставления товара в распоряжение покупателя в месте нахождения товара, либо моментом сдачи товара перевозчику или организации связи. Это и будет датой отражения в бухгалтерском учете реализации товаров (работ, услуг).
Порядок приемки товаров по качеству устанавливается договором. Договором может быть предусмотрено условие приемки товаров в порядке, установленном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (ч.3 п.14 Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18).
Приемка товаров может быть подтверждена оформлением следующих документов:
акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1, предусмотренная введенными в действие с 01.01.1999 Унифицированными формами первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);
товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утв. Постановлением N 132);
товарно - транспортная накладная (форма N 1-Т, предусмотренная Унифицированными формами первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78);
другие сопроводительные документы.
В бухгалтерском учете реализация товаров отразится проводками:
У продавца
при общепринятом моменте перехода права собственности:
Д-т 62, К-т 46 - передача товаров покупателю или указанному им лицу, перевозчику, отделению связи;
Д-т 46, К-т 41 - списание реализованных товаров;
при условии перехода права собственности в момент оплаты, зачета взаимных требований и др.:
Д-т 45, К-т 41 - передача товаров покупателю, перевозчику или отделению связи;
Д-т 50, 51, 52, 76, 62, К-т 46 - отражение реализации в момент оплаты товаров, зачета взаимных требований и др.;
Д-т 46, К-т 45 - списание реализованных товаров.
У покупателя
при общепринятом моменте перехода права собственности:
Д-т 41, К-т 60 - приемка товаров;
при условии перехода права собственности в момент оплаты, зачета взаимных требований и др.:
Д-т 002 - приемка товаров;
Д-т 60, К-т 50, 51, 52, 76, 62 - оплата товаров, зачет взаимных требований и др.;
К-т 002 - товары сняты с ответственного хранения;
Д-т 41, К-т 60 - оприходование товаров на склад.
По общему правилу, если покупателем товар принят и право собственности на него перешло к покупателю, то возврат товара продавцу в соответствии с действующим законодательством является реализацией. Тогда покупатель по новому обязательству (возврат) будет выступать в качестве продавца, а продавец - в качестве покупателя, и возврат в бухгалтерском учете будет отражаться обычными проводками по реализации без корректировки предыдущих проводок и без уменьшения ранее выплаченных налогов.
Однако возврат (передача) бракованного товара (товара ненадлежащего качества) не является реализацией, о чем будет сказано ниже.
Возврат товара ненадлежащего качества
В случае существенного нарушения требований к качеству товара или к качеству части товаров, входящих в комплект, покупатель вправе отказаться от исполнения договора, т.е. возвратить весь товар или соответственно отказаться от исполнения договора в части и возвратить лишь ту часть товара, которая не соответствует условию о качестве (ст.475 ГК РФ). Из п.2 ст.475 следует, что покупатель может вернуть товар ненадлежащего качества после его приемки и оприходования на балансе ("отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы"). Продавец отвечает за недостатки товара, которые возникли до его передачи покупателю, или по причинам, возникшим до этого момента. При этом покупатель должен доказать продавцу, что недостатки или причины, их вызвавшие, возникли до передачи ему товара продавцом (п.1 ст.476).
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец сам должен доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Исключением из этого правила является случай, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока. Тогда бремя доказывания факта, что недостатки или причины, их вызвавшие, возникли до передачи товара продавцом, лежит на покупателе.
Если иное не установлено законом или договором купли - продажи, сроки предъявления требований, связанных с недостатками товара, устанавливаются ст.477 ГК РФ.
При реализации товаров населению следует руководствоваться Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в ред. Закона N 2-ФЗ). Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), где под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Порядок исчисления сроков (начало срока, окончание срока, в частности окончание срока в нерабочий день, порядок совершения действий в последний день срока) установлен гл.11 ГК РФ, а также начиная с 18.08.1999 (день вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") ст.6.1 НК РФ.
Согласно ст.477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок или срок годности, покупатель вправе предъявить претензию продавцу в течение этого срока.
В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли - продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие. Если же установленный гарантийный срок комплектующих изделий больше, чем основного изделия, претензия предъявляется в течение гарантийного срока на комплектующее изделие.
Продавец несет ответственность в пределах срока не менее двух лет со дня передачи товара покупателю даже в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока.
В случае, когда на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, претензии могут быть предъявлены покупателем в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительный срок не установлен законом или договором купли - продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
Закон N 2300-1 (в ред. Закона N 2-ФЗ) (п.1 ст.19) устанавливает иной срок в отношении товара, не являющегося недвижимым имуществом. А именно, в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель (население) вправе предъявить требования о возврате, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю. Согласно Закону (п.2 ст.19) гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. В отношении недвижимого имущества гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента государственной регистрации договора купли - продажи недвижимого имущества.
Закон N 2300-1 (в ред. Закона N 2-ФЗ) (п.5 ст.19) продлевает срок предъявления претензии изготовителю против срока, установленного ГК РФ, до 10 лет со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен.
Если это прямо предусмотрено договором, то применяются сроки, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988 N 888 "Об утверждении Положения о поставках продукции производственно - технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно - импортных операций" и Инструкцией (утв. Постановлением N П-7).
В соответствии с указанными документами акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее 4 месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки. Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока. Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи независимо от времени получения товаров.
Скрытыми недостатками согласно Инструкции, утвержденной Постановлением N П-7, признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
Порядок документального оформления
и бухгалтерского учета возврата товаров
Для организаций торговли возможный порядок возврата товаров и его оформление изложены в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) (далее - Методические рекомендации). В соответствии с Методическими рекомендациями (п.2.1.7) "в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (код по ОКУД 0903001), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии)". Следует отметить, что с 1 января 1999 г. с вводом в действие Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций акт составляется по форме N ТОРГ-2.
Пунктом 4.4 Методических рекомендаций предлагается следующая схема корреспонденции счетов по учету операций, связанных с возвратом населением товаров в розничной торговле:
Д-т 41, К-т 76 - оприходование возвращенного товара (на продажную стоимость)
Д-т 46, К-т 42 - восстановление торговой надбавки на возвращенный товар
Д-т 46, К-т 46 - корректировка розничного товарооборота на стоимость возвращенных населением товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы (на продажную стоимость товаров способом "красное сторно")
Д-т 76, К-т 50 - выплата покупателю денег за возвращенный товар
Д-т 63, К-т 41-2 - возврат некачественного товара поставщику на покупную стоимость
Д-т 42, К-т 41-2 - возврат некачественного товара поставщику на сумму торговой надбавки
Д-т 51, К-т 63 - удовлетворение поставщиком предъявленной ему претензии
Д-т 80, К-т 63 - списание неудовлетворенной претензии в связи с отказом арбитражного суда в ее взыскании.
Документальное оформление недоброкачественных товаров, возвращаемых покупателями, изложен в разд.10 Методических рекомендаций.
Основанием для приемки товаров (при наличии на товаре фабричного ярлыка) служат следующие документы:
товарный или кассовый чек магазина;
заявление покупателя;
справка мастерской гарантийного ремонта (в случае, если осуществляется гарантийное обслуживание товара), представленная в двух экземплярах;
паспорт (гарантийный талон) на товар.
Согласно Методическим рекомендациям прием от покупателя товара ненадлежащего качества оформляется накладной (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для возврата ему денежной суммы за сданный товар. С 1 января 1999 г. с вводом в действие Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций оформляется накладная формы N ТОРГ-12.
Торговая организация может предъявить претензию поставщику, в которой перечисляются недостатки полученного товара (т.е. неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки) и выставляются требования о расторжении договора купли - продажи и возврате платы за товар. К претензии по качеству должны быть приложены документы, подтверждающие существенные недостатки товара (например, справка ремонтной мастерской). Составляется акт формы N ТОРГ-2, который, как отмечалось выше, является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица покупателя, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товаров в соответствии с п.2.1.9 Методических рекомендаций осуществляется путем оформления расходной накладной (форма N ТОРГ-12). Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.
При возврате покупателем товаров возникает необходимость в перерасчете НДС, начисленного в бюджет при продаже товара. В соответствии с п.24 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39, в случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов), а также отказа заказчиков от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет либо производится их возмещение в порядке, предусмотренном в п.21 настоящей Инструкции.
Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг), если при этом не истек трехгодичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет, или возникающего права на возмещение сумм налога из бюджета. Как видим, в Инструкции предлагается при возврате товаров в бухгалтерском учете корректировать обороты, а не отражать реализацию.
Пунктом 4 Письма N 96 также предусмотрено, что в случае возврата покупателем (заказчиком) продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога на добавленную стоимость, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета.
Аналогичное мнение о корректировке проводок по реализации бракованного товара, который после совершения сделки впоследствии возвращен покупателем, высказано в п.10 Письма Госналогслужбы России от 17.06.1994 N ВГ-6-01/213, согласно которому в случае, если покупателем предъявлена претензия по качеству товара и она принята торгово - закупочным предприятием или иск покупателя будет удовлетворен судом, выручка должна быть уменьшена на эти суммы сторнировочной проводкой в последующем отчетном периоде.
Письмом Госналогинспекции по г. Москве от 01.07.1998 N 30-08/19487 "О налоге на добавленную стоимость" не исключается возможность отражения в бухгалтерском учете возврата бракованного товара как реализации. В соответствии с письмом при возврате покупателем ранее оприходованного и оплаченного им в установленном порядке товара в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" счета - фактуры выписываются поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке с последующим отражением всех реквизитов в книге продаж.
В этом случае бывший поставщик некачественного товара является его покупателем. Следовательно, принятие к зачету (возмещению) сумм НДС по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно: по мере их оплаты (возврат ранее полученной платы) и оприходования при обязательном наличии счета - фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок.
Письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 25.12.1997 N 04-03-11 как возможные рассматриваются оба порядка отражения в бухгалтерском учете возврата товаров. Согласно указанному письму при возврате поставщику предприятием розничной торговли оприходованного и оплаченного товара, в том числе брака, с отражением этой операции через счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" счет - фактура составляется предприятием розничной торговли в общеустановленном порядке как продавцом этого товара с отражением всех реквизитов данного счета - фактуры в книге продаж.
Если возврат бракованных товаров производится предприятием розничной торговли не в полном объеме и минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", новые счета - фактуры не выписываются. Бракованные товары возвращаются на основании накладных, а на оригинале счета - фактуры, остающегося у предприятия розничной торговли, и в книге покупок делаются соответствующие исправительные записи.
По мнению автора, возврат бракованного товара следует отражать в бухгалтерском учете исключительно сторнировкой ранее произведенной реализации со всеми ранее начисленными налогами от этой реализации (налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, налог с продаж) и новые счета - фактуры не выписывать. Данная позиция в настоящее время представляется единственно правильной, поскольку с вступлением в силу НК РФ в понятие реализации (ст.39 НК РФ) возврат товара не входит.
Источник списания расходов поставщика, возникших в результате неисправности товара, зависит от причин их возникновения. Если неисправность товара возникла вследствие производственного брака изготовителя, должен быть оформлен соответствующий акт и предъявлена претензия изготовителю. Если неисправность товара возникла по вине торгующей организации (при транспортировке, хранении и продаже товара), потери от брака должны относиться на виновных лиц, а в случае, если виновник не установлен или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от порчи списываются согласно п.2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2) на издержки производства на основании документов следственных или судебных органов, подтверждающих отсутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба с виновных лиц, либо заключения о факте порчи ценностей, полученного от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). При несоблюдении вышеуказанных условий организация может погасить понесенные расходы только за счет прибыли, остающейся после налогообложения.
Порядок учета бракованной продукции у производителя
Учет полученной от покупателя бракованной продукции в бухгалтерском учете производителя ведется в зависимости от вида брака и причин брака.
Прежде всего производитель должен определить причину брака, а также имеются ли виновные лица или виноват поставщик за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов.
В соответствии с п.38 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д) на себестоимость продукции к статье "Потери от брака" относится стоимость окончательно забракованной продукции (изделий, полуфабрикатов), а также затраты на исправление брака.
Брак, выявленный у потребителя в процессе сборки, монтажа или эксплуатации изделия, называется внешним.
В зависимости от характера дефектов, установленных при технической приемке, брак делится на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимым браком считаются изделия, полуфабрикаты (детали и узлы) и работы, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно. Окончательным браком считаются изделия, полуфабрикаты, детали и работы, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости продукции (изделий), окончательно забракованной потребителями, возмещения покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции, расходов на демонтаж забракованных изделий, а также транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции, или из расходов на исправление забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку.
Для определения потерь от внешнего брака, относимых на себестоимость продукции, к стоимости внешнего окончательного брака прибавляются затраты на исправление брака и вычитаются: стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использования, суммы, фактически удержанные с виновников брака, и суммы возмещения убытков, присужденные арбитражем или фактически взысканные с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов.
Потери от внешнего брака отражаются в затратах того месяца, в котором приняты претензии (рекламации) потребителей (п.99 Основных положений).
Для организации надлежащего учета потерь и систематизации сведений о браке на предприятиях устанавливается типовой перечень причин брака и его виновников. Если брак произошел по вине поставщиков сырья, материалов и покупных полуфабрикатов, оформляются акты и претензии к поставщику в порядке, рассмотренном выше.
Потери от внешнего брака, относящиеся к основной продукции, выработанной в прошлом отчетном периоде, списываются на себестоимость таких же изделий, произведенных в текущем отчетном периоде. В случае, если подобная продукция в текущем отчетном периоде не изготовлялась, потери от внешнего брака распределяются по видам товарной продукции в порядке, установленном для общезаводских расходов.
Как отмечалось выше, затраты на производство бракованной продукции, в том числе заработная плата работника, включаются в состав себестоимости продукции.
Порядок оплаты брака установлен ст.93 КЗоТ РФ.
При изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, оплата труда по ее изготовлению производится по пониженным расценкам. Месячная заработная плата работника в этих случаях не может быть ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Этот размер может быть и выше 2/3 тарифной ставки, если соответствующее условие об этом содержится в коллективном договоре либо трудовом договоре (контракте).
Брак изделий, происшедший вследствие скрытого дефекта в обрабатываемом материале, а также брак не по вине работника, обнаруженный после приемки изделия органом технического контроля, оплачивается этому работнику наравне с годными изделиями.
Полный брак по вине работника оплате не подлежит. Частичный брак по вине работника оплачивается в зависимости от степени годности продукции по пониженным расценкам. Кроме того, работник, причинивший предприятию ущерб в связи с выпуском по своей вине брака изделий, может быть привлечен работодателем к материальной ответственности (ст.118 КЗоТ РФ).
Подписано в печать Е.Афонникова
30.12.1999 Аудитор

ООО "Аудиторская служба "СТЕК" "Финансовая газета", 2000, N 2

Должен ли нотариус при получении в наследство сумм, находящихся во вкладе банка, в справке о стоимости имущества указывать сумму начисленных на них процентов для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?  »
Бухгалтерские консультации »
Читайте также